среда, 2 января 2019 г.

"Основано на реальных событиях" (2017)

Оригинал взят у s3tr0n в Рецензия на фильм "Основано на реальных событиях" (D'après une histoire vraie) 2017

Кинопоиск

Если у писателя нет творческого кризиса, то его нужно было бы придумать. А потом написать про это книгу. Новый фильм Романа Полански красиво и атмосферно погружает в будни писательницы в разгар творческого застоя, из которого она находит оригинальный выход не без помощи очаровательной помощницы. Но обо всём по порядку.

На писательницу Дельфину совершенно неожиданно свалилась бурная популярность. К ней выстраиваются очереди оголтелых фанатов, которые просят подписать свой экземпляр её книги. Сквозь толпу к ней пробирается обворожительная дама, которая представляется Эль. Чуть позже Дельфина натыкается на таинственную незнакомку на вечеринке в свою честь, где они постепенно сближаются. Звонок за звонком, встреча за встречей Дельфина распознаёт в Эль родственную душу - та работает литературным негром - пишет за знаменитостей их биографии. Эль всё сильнее проникает в жизнь Дельфины, подталкивая её к творчеству, однако, чем больше они общаются, тем сильнее Эль берёт контроль над жизнью писательницы.

Фабула борьбы с творческим кризисом проходит красной нитью по всему повествованию. По мере развития сюжета понимание главной интриги становится очевидным, после чего остаётся только ожидать финала истории, который можно даже назвать хэппиендом. Основная сюжетная арка выстраивается на взаимоотношениях Дельфины с новой подругой Эль и именно на ней концентрируется повествование. Опасности добавляют письма с угрозами, которые получает писательница и неистовый характер подруги, которая может раздолбать отказавшийся работать миксер подвернувшейся под руку скалкой. Очень интересно наблюдать за Эль, которая шаг за шагом вторгается в жизнь незнакомого человека - пара чашек кофе, скромная услуга, нарастающее количество телефонных звонков, неудавшийся званный ужин и вот уже Эль живёт в квартире писательницы, перенимая её личину. В ход идут копирование манеры речи и перекрашивание волос, но зрителю постепенно дают понять, что у Эль совершенно другая цель в это искусной игре обольщения.

Роман Полански ("Пианист") поднимает вопрос творческого поиска и заворачивает его в обёртку женского триллера. Фильм с одинаковой лёгкостью задаёт и отвечает на вопросы тяжести популярности, растущего напряжения и вынужденного одиночества. Главная героиня, пытаясь абстрагироваться от внешнего мира, в нём же ищет вдохновения - пустая страница текстового редактора удручает настолько, что не хватает воздуха; в переполненном издателями зале героиня чувствует себя так одиноко, что ей становится комфортно только наедине с собой; когда муж и дети разъехались кто куда, она отправляется в парк к детской карусели, чтобы просто позвонить им. Полански заставляет героиню сомневаться в себе и заново искать способы самовыражения.

Манера съёмок так мастерски подстраивается под повествование, что поначалу ты даже не замечаешь подвоха, но стоит приглядеться, как сразу становится видно, что Эль общается только с Дельфиной, а окружающие просто не замечают экстравагантную девушку. Подобный подход использовался и в недавнем "Талли" Джейсона Райтмана и у него много общего с фильмом Полански. Развитие сюжета становится метафорой мучительного творческого поиска. Ей даже приходится пойти на жертвы - избавиться от имевшихся наработок, которые она мертвым грузом таскала в четырёх блокнотах. Появление Эль становится знамением новой идеи -
нового персонажа, в основу которого писательница решила вложить собственную историю. Можно предположить, что раз первую книгу Дельфина написала о своей матери, то значит Эль - это молодая версия Дельфины. Когда Эль перенимает повадки писательницы это служит аллюзией на обдумывание характера персонажа. Эль перекрашивает волосы и одевает вещи из её гардероба - так Дельфина свыкается с персонажем. Когда с губ Эль срываются отрывки биографии - так возникают элементы биографии, формирующей личность героини.

Жена режиссёра Эмманюэль Сенье ("Жизнь в розовом цвете") сыграла главную роль писательницы Дельфины и сделала это максимально достойно и красиво. Все эмоциональные горки - от творческих мук до бессильного отчаяния она передала легко и свободно, даже не сильно напрягаясь.
Ева Грин ("Дом странных детей Мисс Перегрин"), исполнившая роль Эль, составила главной героине отличную пару. В кои-то веки вся загадочность широко-раскрытых глаз Евы работает на атмосферу, и она с упоением погружает зрителя в тонкости искусства соблазнения. Буравящий взгляд, очаровательная улыбка и резкие черты лица складываются в запоминающийся образ, который одновременно притягивает и отпугивает.

Я предполагал, что речь в фильме пойдёт о некоем похищении личности, но на деле всё обернулось творческим поиском. В результате, мне в фильме не хватило чувства опасности, которое вывело бы происходящее на новый уровень переживания. Вместо этого Полански рассказал аккуратную, полную метафор, историю, в которой особое место уделяется преодолению творческого кризиса. Может ли человек, писавший реальные истории придумать что-то захватывающее? Или же ему суждено брать истории из жизни и переносить их на бумагу в надежде, что они найдут отклик в сердцах читателей? Фильм жонглирует этими вопросами и оставляет ответ на совести зрителя - и это правильно.

"Основано на реальных событиях" это ровный и в некоторой степени спокойный триллер, где чувство реальной опасности заменено тяжёлым творческим поиском. Многочисленные метафоры, приятная актёрская игра и концовка, предоставляющая пищу для размышлений оставляют приятное послевкусие, но не делают фильма шедевр. Впрочем, иногда и этого бывает вполне достаточно.

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за первое место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало января.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.