Оригинал взят у stranikmegzvezd в Девочка и эхо (1964)
КинопоискЭкранизация рассказа Юрия Нагибина, получившая в своё время немало призов, в том числе в Каннах. Замечательное ретро о детстве, дружбе и предательстве, смелости и трусости, а также немного запретной (по мнению советских цензоров) провокационности.
Солнце, море, свобода - это летние каникулы девочки Вики. На берегу безымянного моря она отдыхает под приглядом деда-рыбака. Местность вокруг почти безлюдная, потому Вика может делать почти всё, что ей захочется: плавать в своё удовольствие, бегать по каменистому пляжу, лазать в прибрежных скалах и перекликаться с удивительным обитателем этих мест - эхом. Где-то в далеком городе её ждут школьные подруги и приятели, но только эхо она может назвать настоящим другом и своей самой большой тайной.
Эхо скрыто от других до тех пор пока на побережье на появляется мальчик Роман - серьезный и, кажется, смелый коллекционер морских камушков и автомоделек. После короткого знакомства Вика ведет нового друга в горы, где знакомит его с эхом. После этого Роману только и остаётся, что оправдать доверие Вики, но тут приходят другие мальчишки и всё становится сложнее...
Солнечный лучик детства - это первая эмоция при просмотре. А как еще описать картину, где в отрыве от большого мира с его суетными, а порой темными делами, маленькая девочка проводит время один на один с природой и от этого заряжается радостью и счастьем? Пройдут года, девочка станет девушкой, а потом и женщиной, взрослым человеком. На неё навалятся каждодневные заботы и лишь редкие радости будут разбавлять обыденность дней. Взрослый рассудок придет на место детской непосредственности, открытости, способности радоваться всему, даже пустякам. А до того времени есть море, есть поющие морские раковины, есть скалы, одна причудливей другой, есть верный друг - эхо и всё это - мир, бескрайний и чудесный!
Конечно, Вику можно назвать одинокой, но с другой стороны фильм так подает персонаж и её взаимосвязь со всем окружающим, что об одиночестве просто забываешь. Пока Вика рядом с морем, пока ей отвечает эхо одиночества нет и быть не может.
Вот мальчик Рома одинок. Он примерно одного возраста с Викой, но в нем уже нет той мечты, что может связывать человека с природой. До того, как собирать автомодели, он коллекционировал бабочек, усыпляя их эфиром (что, кстати, символично). А день встречи с Викой и вовсе отмечен для него печалью, ведь местная компания мальчишек так и не приняла его своим вожаком.
Согласитесь, интересное противопоставление? Девочка, как будто бы оторванная от общества, и мальчик, стремящийся завоевать себе место среди остальных. С одной стороны - это нормально. Характеры Вики и Ромы точно такие, какие должны быть у девочки и мальчика. С другой - понятно и послание фильма, призыв не ограничивать себя рамками душного городского быта, человеческого муравейника, где рождаются все пороки, где рождается настоящее одиночество...
Но это взрослое занудство, от которого я просто не могу удержаться т.к. глаза смотрят, а мозг анализирует и ищет смыслы и простые, и сложные. А вообще фильм об очень простых вещах с которыми неизбежно сталкивается каждый ребенок независимо от пола. Открытая душа хочет общения и тянется к сверстникам. Одно знакомство, другое, третье, а вот и тот, кого хочется назвать другом/подругой. После этого только и хочется мечтать о вечной дружбе, верить, что друг предан тебе и придет на помощь, когда ты будешь в этом нуждаться. Кто-то везучий и встречает по жизни только (или хотя бы по большей части) нужных людей, которые будут помнить дружбу до конца дней. Но другим не везет и стоит назвать кого-то другом, как этот человек тут же становится предателем. Также происходит и здесь, с Викой и Романом.
И пусть потом мальчика грызет совесть, пусть он собирается с силами и берет своё в мальчишеском обществе, пусть даже пытается оправдаться перед подругой, но это уже бесполезно. Утерянного не воротишь, прошлое не исправишь и вдобавок ко всему душу гложет червячок сомнения - если предал один человек, не предадут ли другие? Вроде бы мелочь, ведь разных ссор в детстве бывает навалом и это опять же нормально, но ведь из именно из детских, а затем и юношеских обид и разочарований складывается платформа взрослого недоверия.
В этом простом, незатейливом, но необходимом уроке фильм хорош. Сюжет не пытается ничего исправить, но лишний раз замечает кое-что важное, а затем разводит персонажей по разным дорогам.
К чему двум, едва знакомым детям цепляться за один единственный день и одну ошибку, когда впереди у каждого из них своя жизнь? Помни прошлое, строй будущее.
Конечно, за всё это фильм должен сказать спасибо книге и её автору, но кино-вариант сюжета, находки режиссёра, работа оператора и звукорежиссёра добавили всему происходящему немало плюсов! Фильм достаточно старый, снят на монохром т.е. черно-белую пленку, но результат очень зрелищный. Помимо главных и второстепенных персонажей оператор дает великолепные пейзажные планы, приглашая зрителя полюбоваться природой. Звукорежиссёр добавляет ко всему этому звук духового инструмента и от этого некоторые фрагменты фильма становятся почти что зрелищем для релаксации. Более того, тот же звук духового инструмента и достаточно продолжительные по времени природные кадры делают этот фильм похожим на творчество Тарковского!
Минусы фильма достаточно субъективны. Во-первых по сюжету и в образах персонажей напрочь отсутствует идейная прилизанность, свойственная иным советским лентам. Ладно девочка Вика, но среди персонажей мальчишек нет никого положительного! Один трусишка, другой обманщик, остальные же слишком отодвинуты на общий план. Хм... С точки зрения современного кино это можно назвать реализмом, но тут уже дело вкуса.
Второй и главный минус - это то, что советские критики одно время называли порнографией. Нет, ничего такого здесь, конечно, нет. Просто в паре моментов камера издалека или близко, но вскользь захватывает какую-то часть обнаженного тела, выбравшейся из воды Вики. Наверное, как и в первом случае, режиссёр дает зрителю реализм, попутно призывая осуждать не эти мимолетные кадры, а моральные недостатки персонажей.
Отличное кино и к тому же классика!
Фильм хорош... Для Канн, да. Не думала, что кто-то осмелится написать о нем. Спасибо
ОтветитьУдалить