четверг, 13 декабря 2018 г.

"Баллада Бастера Скраггса" (2018)

Кинопоиск

Новый фильм братьев Коэнов вышел сразу на Netflix, минуя кинотеатры. Несостоявшийся сериал превратился в двухчасовой фильм с шестью небольшими, но ёмкими новеллами на тему смерти. И любопытен он не только из-за режиссёрского дуэта и нескольких знакомых актёров. Посмотрим, что же получилось в итоге.


Первая история является титульной "Балладой о Бастере Скраггсе", которая открывается крайне неожиданным ломанием четвёртой стены, где неуклюжий на вид, но ловкий по сути стрелок в белоснежном костюме обращается к зрителю, чтобы пролить немного мудрости. Он плетётся по однообразным пейзажам на своей лошади и распевает песни, регулярно заглядывая в салуны, чтобы промочить горло. К несчастью для окружающих, это редко заканчивается хорошо. Бастер Скраггс - отменный стрелок и выдающийся певец, поэтому он может подстрелить негодяя даже без оружия, а потом спеть весёлую песню на барной стойке. К сожалению, баллада заканчивается на грустной ноте с лейтмотивом, что рано или поздно найдётся кто-то лучше и моложе тебя.

Эта история одновременно самая весёлая и абсурдная, и именно такое начало даёт всему сборнику грамотное вступление. Немного наивное, милое и смешное действие, которое соседствует с гипер-жестокостью и обилием трупов, создают грамотный контраст и создаёт обманчивое впечатление, что также будет дальше. На деле же оставшиеся пять историй куда как мрачнее.


Вторая история рассказывает о катастрофически невезучем грабителе банка. Мало того, что ему сначала чуть не прострелили ноги, а потом безумец, обвешанный сковородками, врезал ему по лицу, его казнь на дереве закончилась нападением индейцев, в которой он неожиданно выжил. Но и это ему не помогло. Расписывать дальше сюжет истории не имеет смысла, потому как она и без этого через чур короткая. Финал истории хоть и с юмором, но грустная нотка всё же превалирует.

В главной роли здесь Джеймс Франко и, хотя играть тут попросту нечего, он хорошо справляется с трансляцией бесконечного воздействия фатума. Остаётся только смеяться и плакать над незадачливым грабителем. Здесь стоит отметить лишь скромные декорации, которые создают при этом крайне благоприятное визуальное впечатление. Выверенные кадры и броские ракурсы врезаются в память и впечатляют своей стройностью.


Третья история получилась крайне мрачной и жестокой. Немногословный шоумен ездит по городам с повозкой, которая трансформируется в небольшую сцену. В каждом городе и посёлке он даёт одно представление - звезда его шоу это безрукий безногий молодой человек, который декламирует сонет Перси Бисше Шелли под названием Озимандия (Ozymandias). Делает он это ярко и самозабвенно, с чувством, с толком, с расстановкой, а его шоумен обеспечивает звуковые эффекты. Представление живостью не отличается, но хоть какую-то монету они собирают после выступления. Хватает, что поесть и добраться до следующего городка. Вот только представление всё меньше собирает зрителей, а возни с калекой без конечностей слишком уж много. Вот и не удивительно, что шоумен однажды решает обновить шоу-программу.

В роли шоумена тут выступил Лиам Нисон и со своей немногословной ролью он справился более чем. Образ заядлого алкоголика, который изредка горланит песни у костра и отправляется в город, чтобы снять проститутку в борделе одновременно вызывает отвращение и жалость. А уж сцена на мосту вышла даже слишком пронзительной.


Для контраста, следующая история вышла максимально яркой и в чём-то даже позитивной. Старый золотоискатель находит солнечную долину, где, он уверен, сокрыт золотой самородок. Он копается в грязи, исследует берег реки с прозрачным ручьём и его труды награждаются несколькими крупицами, блеснувшими жёлтым на дне тазика для промывки. Постепенно он определяет границы, в которых сокрыт самородок и копает яму, не подозревая, что за ним кто-то наблюдает.

Хотя смерть присутствует и в этой балладе, она всё равно оставляет позитивное впечатление, ведь содержит простую, но убедительную мораль, что труд облагораживает и приносит плоды.


Пятая история вышла самой длинной и эмоциональной. В ней брат с сестрой отправляются с караваном в Орегон. Брат Гилберт намерен выдать сестру Алису Лонгабо замуж за своего приятеля, которого она в глаза не видела. По дороге Гилберт умирает от холеры, оставляя сестру без денег, долгами перед погонщиком их телеги и неясным будущим в Орегоне. К счастью Алиса приглянулась одному из караванщиков - мистеру Биллу Нэпу. Чтобы решить её проблему, а заодно и парочку своих, он решает сделать ей предложение. И всё было бы хорошо, если бы не собака.

Баллада балансирует на грани отчаяния, милой удачи и трагедии, но все события объясняются твердолобым прагматизмом. Алиса решает принять предложение Нэпа, потому что выбора у неё не много. Нэп решается на женитьбу из экономических соображений. Партнёр Нэпа - старик Артур смотрит на эту ситуацию с высоты имеющегося опыта и старается помалкивать. И лишь собачонка по кличке Президент Пирс лает на повозку, волов, сусликов и вообще всё остальное без какой-либо тени прагматизма.


Шестая история подводит черту в этой череде мрачных историй и хоть в ней самой не происходит ни одной смерти, смерти в ней больше, чем во всех предыдущих историях вместе взятых. Пять пассажиров повозки едут по направлении к некоему Форту Морган и по дороге рассуждают о жизни. Охотник, заготавливающий шкурки, рассказывает о своих отношениях с женщиной Команчей, что вызывает гнев религиозной женщины. По её мнению, люди делятся на праведников и грешников, но у француза по соседству другое мнение на этот счёт. Он считает, что люди могут меняться под влиянием обстоятельств. И лишь двое попутчиков напротив имеют отличную точку зрения. Дело в том, что они охотники за головами, а рядом с чемоданами на крыше повозки покоится тело умерщвлённого бандита, которого они везут навстречу награде за его голову.

Эта баллада наиболее многословна, но и смысла в ней сокрыто гораздо больше прочих. Мрачная аллюзия на повозку, извозчик которой не остановится, даже если даме станет плохо, становится ясна к финалу истории. Как в греческих мифах, где Харон перевозил души умерших через реку Стикс, так охотники за головами склонны называть себя жнецами, собирателями душ, сопровождают трёх умерших в их последний путь. От монолога одного из жнеца кровь может и вправду заледенеть, когда тот вещает о том, как любит смотреть жертвам в глаза, наблюдая как они "переходят на другую сторону". При этом он не спускает взгляда со своих попутчиков.

Обставлено повествование крайне стильно - каждая из шести историй обрамляется листанием старой, но аккуратно хранящейся книги, где баллада начинается сочной иллюстрацией и фразой, вырванной из контекста, цель которой привлечь внимание и заинтересовать, с чем она с успехом справляется.

Изначально братья Коэны задумывали сериал, но в конечном итоге материал скомпоновали в полнометражный фильм, в котором шесть историй составляют полный спектр впечатлений и эмоций. Здесь же следует отметить выдающуюся работу с камерой, где оператор подбирает выверенные кадры и стильные ракурсы, в которых каждая травинка на своём месте, окружение наполнено атмосферой Дикого Запада насколько это возможно в рамках кинокартины.

Аутентичная музыка и песни составляют немаловажную роль в создании атмосферы, и каждая баллада содержит как минимум одну песню. Иногда грустную, иногда не очень - но все они крайне атмосферны и не звучат лишними даже при отсутствии аккомпанемента.

"Баллада Бастера Скраггса" это сборник небольших, но довольно ярких новелл, связанных разве что тематикой. Дикий запад, ковбои и индейцы, поселенцы и попутчики, бандиты и законники, золотоискатели и бродячие артисты, меткие стрелки и не очень. Братьям Коэнам удалось выцепить дух эпохи и отлично его передать, хоть и немного в мрачной манере. Здесь много грусти и много скорби и совсем-совсем немного радости, веселья и забавы. Но тем не менее и этом жестоком мире есть чему порадоваться и здешние баллады оставляют приятное впечатление после просмотра, лишний раз подтверждая, что эта эпоха давно прошла и не стоит сильно по ней горевать.

1 комментарий:

  1. Интересно сравнить интерпретацию автором рецензии пятой новеллы с увиденным на экране.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.