Оригинал взят у crazy_reader в Сарабанда, 2003, режиссёр Ингмар Бергман
Кинопоиск
Это последний фильм знаменитого режиссёра, с творчеством которого я знаком очень и очень поверхностно – когда его фильмы выходили на экраны, мне они были недоступны, а когда стали доступны, то, по каким-то причинам, прошли стороной. Поэтому мне незнакомы те неочевидные неподготовленному взгляду смыслы, заложенные режиссёром в свои работы – ни философские темы, ни эстетические, ни даже элементарные жизненные вопросы и ситуации, которые казались ему первостепенными в человеческих судьбах и свой взгляд на которые он старался выразить в своих работах. Другими словами, я не знаю ключей, которые открывают все двери в доме, выстроенном Бергманом. Это так, но, с другой стороны, искусство – это зеркало, в которое смотрится зритель и видит там своё отображение, только помещённое в сооружённые не его рукой декорации. И кое-что ему понятно и без дополнительных объяснений и знаний о том мире, в который он погружается на пару часов. В конце концов, там тоже обитают люди, несмотря на то, что, любят, ненавидят, радуются и страдают они по предписаниям режиссёра. Но разве наши представления о реальном мире не тот же взгляд со стороны, и разве эти представления о других людях и мотивах их действий совпадают с теми, которые движут ими на самом деле? Да и что такое - «на самом деле», если даже сам человек не всегда способен рационально объяснить свои действия? Что-то занесло меня в сторону. Вернёмся к нашим экранам.
Честно говоря, о фильме мне и сказать нечего. Впечатление от фильма, в первую очередь, эмоциональное, а не побуждающее к каким-то рациональным выводам. Возможно, Бергман и хотел в своём последнем фильме показать выстраданный им за свою жизнь взгляд на человеческую жизнь – что же она из себя представляет? Если это так, то выводы режиссёра весьма пессимистичны. Но, как известно, душа обычного человека потёмки, что уж говорить о человеке творческом. Два человека, отец и сын, завершают свой жизненный путь, и какими мы их видим в двух шагах от пропасти? Пронеслись они по жизни, завернувшись в свой эгоизм, как в капсулу, и уже на краю бездны продолжают свой безумный танец под аккомпанемент взаимной ненависти. Есть ли основания для горького обобщения, что такова участь человека в нашем мире? Согласиться трудно, но, думаю, такие черты характера в большей или меньшей степени присущи многим людям. Просто кто-то обуздывает их, а кто-то даёт им волю.
Фильм не сводится к взаимоотношениям в паре отец-сын, и есть ещё не менее напряжённые линии, тянущиеся от трёх персонажей женского пола, но, повторю, эмоциональное воздействие фильма важнее рационального осмысления, которое вообще в данном случае считаю лишним. Наверняка там присутствует какая-то бергмановская символика, знание которой поможет знающим её рассмотреть в фильме дополнительные смыслы (а, может, и наоборот, нарушит целостность восприятия?). Я же смотрел картину как непосвящённый и мне понравилось. Фильм о жизни, который надо посмотреть, а потом слегка помолчать. И этого достаточно.
Кинопоиск
Это последний фильм знаменитого режиссёра, с творчеством которого я знаком очень и очень поверхностно – когда его фильмы выходили на экраны, мне они были недоступны, а когда стали доступны, то, по каким-то причинам, прошли стороной. Поэтому мне незнакомы те неочевидные неподготовленному взгляду смыслы, заложенные режиссёром в свои работы – ни философские темы, ни эстетические, ни даже элементарные жизненные вопросы и ситуации, которые казались ему первостепенными в человеческих судьбах и свой взгляд на которые он старался выразить в своих работах. Другими словами, я не знаю ключей, которые открывают все двери в доме, выстроенном Бергманом. Это так, но, с другой стороны, искусство – это зеркало, в которое смотрится зритель и видит там своё отображение, только помещённое в сооружённые не его рукой декорации. И кое-что ему понятно и без дополнительных объяснений и знаний о том мире, в который он погружается на пару часов. В конце концов, там тоже обитают люди, несмотря на то, что, любят, ненавидят, радуются и страдают они по предписаниям режиссёра. Но разве наши представления о реальном мире не тот же взгляд со стороны, и разве эти представления о других людях и мотивах их действий совпадают с теми, которые движут ими на самом деле? Да и что такое - «на самом деле», если даже сам человек не всегда способен рационально объяснить свои действия? Что-то занесло меня в сторону. Вернёмся к нашим экранам.
Честно говоря, о фильме мне и сказать нечего. Впечатление от фильма, в первую очередь, эмоциональное, а не побуждающее к каким-то рациональным выводам. Возможно, Бергман и хотел в своём последнем фильме показать выстраданный им за свою жизнь взгляд на человеческую жизнь – что же она из себя представляет? Если это так, то выводы режиссёра весьма пессимистичны. Но, как известно, душа обычного человека потёмки, что уж говорить о человеке творческом. Два человека, отец и сын, завершают свой жизненный путь, и какими мы их видим в двух шагах от пропасти? Пронеслись они по жизни, завернувшись в свой эгоизм, как в капсулу, и уже на краю бездны продолжают свой безумный танец под аккомпанемент взаимной ненависти. Есть ли основания для горького обобщения, что такова участь человека в нашем мире? Согласиться трудно, но, думаю, такие черты характера в большей или меньшей степени присущи многим людям. Просто кто-то обуздывает их, а кто-то даёт им волю.
Фильм не сводится к взаимоотношениям в паре отец-сын, и есть ещё не менее напряжённые линии, тянущиеся от трёх персонажей женского пола, но, повторю, эмоциональное воздействие фильма важнее рационального осмысления, которое вообще в данном случае считаю лишним. Наверняка там присутствует какая-то бергмановская символика, знание которой поможет знающим её рассмотреть в фильме дополнительные смыслы (а, может, и наоборот, нарушит целостность восприятия?). Я же смотрел картину как непосвящённый и мне понравилось. Фильм о жизни, который надо посмотреть, а потом слегка помолчать. И этого достаточно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.