Оригинал взят у ujeslesar в № 45, «Ни поездов, ни самолетов» (No Trains No Planes, Йос Стеллинг, 1999 г.)
КинопоискОдна из самых пронзительных и светлых картин современного европейского кинематографа расскажет вам о последнем дне жизни неудачника Герарда, собравшегося совершить самоубийство, а перед этим – раздать свое барахло и попрощаться со всеми близкими.
Кутила-граф, гусарский корнет, игрок, дуэлянт и любимец женщин сделал бы все красиво. Пустил бы себе пулю в лоб, предварительно напившись в хлам на великосветском балу, разбив огромную хрустальную люстру и растлив за ночь два-три ближайших женских монастыря.
Но не таков наш мягкотелый герой, человек без особых талантов, мужества и даже намеков на самоуважение. Всё, на что хватает сил у слабохарактерного Герарда – пригласить толпу соседей и знакомых (друзей-то у него и нет, а из всей родни пригласить удается лишь вечно занятого брата) в привокзальное кафе на импровизированную вечеринку по поводу его «отъезда» и принять потом лошадиную дозу снотворного в привокзальном же туалете.
Все 105 минут экранного времени Герард напряженно ждет, что хоть кто-то догадается, что он задумал сделать, что кто-то поймет, как же ему страшно это делать, что кто-то попробует его остановить. Эдакий двуногий бесхвостый Хатико, терпеливо ждущий хозяина, который так и не выйдет никогда из электрички. Выражение глаз, во всяком случае, точь-в-точь.
Но нет, ничего не происходит и таблетки, как не страшно, пора глотать.
Но можно не сейчас? Можно посидеть тут, среди людей еще минуточку? – выпрашивает сам у себе Герард, и сам понимает, что, всё, пора.
Почти вся картина отыграна камерно, на пятачке небольшого кафе, с участием 2-5 человек в среднем на одну сценку. Зачем тысячи статистов и многомиллионные спецэффекты, если самые страшные драмы разыгрываются в душе героев картины, а самые бесчеловечные слова "я тебя не люблю, извини" говорятся в паузе между заказом кофе и оплатой счета?
Огромная удача режиссера – реалистично выписанная галерея персонажей-посетителей кафе, собравшихся на «проводы» Герарда: раздраженный на весь мир владелец кафе, его вертихвостка-дочь, маразматик-бармен, живущая на своей волне возрастная супружеская пара, уголовник-иностранец, не очень потасканная пока жрица продажной любви и конечно же звездатый старший брат главного героя фильма, его гордость и его вечный упрек. Мне они почему-то напомнили паноптикум посетителей кабаре из одноименного фильма. Все они, шумные и замкнутые, молодые и пожилые, финансово успешные и совсем наоборот, похоже не намного счастливее в жизни, чем прощающийся с ними Герард, разве что кожа у них чуть потолще и о своем одиночестве они задумываются чуть пореже.
Самое дорогое, что у нас есть - отношения с окружающими тебя людьми, говорит нам Стеллинг. И если в этих отношениях тебя обкрадывают, обсчитывают и вместо полновесного золотого червонца подсовывают фальшивку, то все остальное в жизни - карьера, деньги, слава - идут коту под хвост.
Несмотря на эээ... отсутствие какого-либо намека на хэппи-энд, фильм воспринимается как светлый и позитивный. Рекомендую.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.