среда, 16 января 2019 г.

"Серафим Полубес и другие жители Земли" (1983)

Оригинал (отредактированный) взят у zheniavasilievv в КАКИЕ ЖЕНЩИНЫ НЕ НУЖНЫ МУЖЧИНЕ

Кинопоиск

Я часто люблю пересматривать старинные фильмы. Особенно нравиться мне пересматривать фильмы советские. Вот и намедни пересмотрел “Серафима Полубеса и других жителей Земли”. Как же все-таки меняется восприятие фильмов в течением лет! Тогда в отрочестве “Серафим Полубес” мне показался лентой о радости соприкосновения с глубинкой. Мол, столицы и мегаполисы - есть гнездо разврата и очаг тлена, а истинная вера и блаженство приобретаются исключительно среди посконных берез, посреди деревенских баранов. Фильмов таких в СССР было снято несколько миллиардов. Среди самых известных: “Афоня” и “Мимино” Данелии.

Сюжет же таков: Нахапетов, который исполнят роль искусствоведа из Москвы приезжает в Калужскую область в Боровск, дабы отобрать на выставку в Париш картины художника-примитивиста Серафима Полубеса. В общем приезжает он такой, смотрит на картины, понимает, какое он чмо по сравнению с русской глубинкой и в отчаянии влюбляется в соседку Полубеса Дашу Михайлову – плоть от плоти русскую красавицу и воплощение народной красоты.

Пересмотрел фильм и опупел. Тут все не так! "Серафим Полубес" – это же кино о том, кого выбирают подобные фемины и как они дурят голову искусствоведам и вообще всяким мужикам. Я был сражен наповал героиней Даши Михайловой. И понял, что Михайлова в “Полубесе” – есть барышня, от которой нужно бежать сломя голову. Даже под угрозой страшных пыток расстрела.

Наивный Нахапетов, преуспевающий москвич, красавчик и бывший художник, а теперь карьерист, едок на “Жигулях”, турист по заграницам, что для 1983 года в СССР было сродни званию полковника ФСБ или депутата региональной Думы в РФ – зверски распят корыстной дамочкой.

Не прошло и получаса, как Михайлова узнает о прибытии перспективного жениха в родной райцентр. Ее скорость, эффективность и мастерство соблазнения поражают воображение. Тем более, “От людей на деревне не спрячешься”. Михайлова, не успел Нахапетов появится на местных танцульках, приглашает того плясать. Нахапетов тыр-пыр – попадает в сети. Несмотря на то, что Михайлова сама была инициаторам преступной связи, она словно по инструкции журнала “Коспомолитан” начинает играть с бедолагой в кошки мышки. Не дает ему прохода, не отпускает ни на секунду, как бы ненавязчиво возникает из ниоткуда, когда якобы посланный уже за линию горизонта Нахапетов хочет вернуться восвояси.

Местного же кавалера, с которым она мутила до поступления в текстильный институт в Москве, Михайлова со скоростью поносной струи сливает в унитаз. Фронтмэн местного ВИА, первый парень на деревне, ничего не понимая, только шлепает губами. Год проживания в большим городе и Михайлову уже не узнать! История повторяется. Таким же ровно образом Проклова чмырит свою школьную любовь в другом советском фильме “Смятение чувств”. Елена свет Проклова встречает в Санкт-Петербурге “настоящую личность”, тоже креакла, а охреневший одноклассник полфильма бьётся головой об стену. Никакие доводы тут не помогают. И вроде не виноват одноклассник ни в чем, а тока он за год не стал заграничным искусствоведом как Нахапетов. “Ничего не изменилось”, цедит сквозь зубы Михайлова. “Только лампочки поменяли”.

Естественно, Нахапетов, бросает картины Серафима Полубеса в мураву, выпрыгивает из поезда, ломает ноги и попадает в железные объятия Даши. Что ждёт его в Москве? Можно не сомневаться: свадьба, переезд Михайловой из текстильного общежития в квартиру Нахапетова и развод. В столице корыстная провинциалка променяет его на начальника нахапетовского Института или известного режиссера при первой же возможности, заберет половину квартиры и алименты.

Поневоле задумаешься о названии фильма. Кто такой Серафим Полубес? Уж не падший ли ангел? Не сам ли Люцифер? И о ком на самом деле идет речь в фильме? О художнике или о блуднице Михайловой? Ох, не прост, не прост был сценарист Александров! Невольно приходят на ум его “Сто дней после детства”, где подлая Друбич бросает благородного Лопухина ради карьериста Лунева.
 

2 комментария:

  1. Тему, описанную в этой рецензии, дуэт Прохоров-Александров полностью раскрыли в фильме 1989-го года "Утоли мои печали". Рецензию на него можно найти по тегам авторов фильма. Этот фильм можно считать продолжением "Серафима Полубеса".

    ОтветитьУдалить
  2. даже название не слышал
    заинтригован, гляну
    спасибо за наводку

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.