суббота, 19 января 2019 г.

"Затмение" (1962)

Кинопоиск

Некоторые зрители полагают этот фильм затянутым и скучным, другие же впадают в полный восторг и получают от просмотра огромное удовольствие. Я как раз из второй категории. В "затянутых" хороших фильмах люди часто не понимают, что смотреть нужно на композицию, свет, ракурс. Наблюдать за эмоциями героя, разобраться в его чувствах, а не ждать только лишь событий, беготни и спецэффектов. Тогда откроется вся суть этих размеренных, неторопливых и созерцательных картин про обыкновенную человеческую жизнь.

"Затмение" как раз из таких шедевров. От начала и до конца история и атмосфера передаются не диалогами и динамичными событиями, а деталями пейзажа и интерьера, переменами эмоций на лицах героев, психологическими полутонами. Концовка могла бы показаться совершенно непонятной, ибо в кадре практически ничего не происходит. Показано лишь значимое для героев место, нюансы погоды, текущая вода и редкие прохожие. Но если уметь прочесть все эти символы, картинка событий "за кадром" в голове сложится ясная.

Я бы порекомендовала смотреть этот фильм зрителю подготовленному, склонному к неторопливому созерцанию и получающему удовольствие от "говорящих" деталей окружающей обстановки. Умеющим читать образы, понять символы. Способные оценить красоту каждого отдельного кадра получат огромное удовольствие.

Лично для себя я отметила главную героиню Виторию. Не покидает ощущение что наши с ней взгляды на мир чем-то схожи. Ни разу не было показано что она художник, но у нее взгляд художника. Не задумывающаяся о материальных ценностях, живущая одним моментом, наблюдающая за миром ее окружающим. Она может замереть на месте и рассматривать металлические жерди забора, стучащие на ветру, шумящие листья деревьев. Она вглядывается в лица прохожих, восхищаясь красотой незнакомых людей. Она пускает в наполненную водой бочку щепки, лежит на траве и смотрит в небо. Может быть ее можно назвать мечтательной, но я бы назвала скорее созерцательной, умеющей увидеть красоту в мелочах окружающего мира. Остановиться, оглядеться и насладиться этой красотой.

Такие люди выглядят со стороны странно, непонятно для большинства. Они могут привлекать других, но с ними трудно жить день за днем. Потому что привлеченные красотой личности обыватели хотят в итоге эту личность изменить и втиснуть в собственные материальные рамки. Но зачем? Разве не эта непохожесть и мировоззрение художника привлекло изначально? Зачем же тогда пытаться его изжить? Во мне это тоже есть, пусть и не так ярко как в Виктории. Поэтому я поняла в итоге ее, сумела взглянуть на сюжет картины ее глазами.

2 комментария:

  1. вот я мечтаю пофотографировать Рязань в черно-белом варианте, как в итальянском кино 40-х - 60-х.
    Лето. Утро. Часов 5 утра. Почти пустые улицы. Я хожу и щелкаю. С дальней перспективой

    ОтветитьУдалить
  2. вообще я давно думаю к чему ближе советское кино.
    Склоняюсь в тому что все же большое влияние Италии. Францию не могу в наших фильмах найти.
    Вот Хуциев. Если "Застава Ильича" это такая наша вариация на тему "La Dolce Vita" хотя и совершенно не ихими героями.
    А "Июльский дождь" реверанс в сторону Антониони. Только такой подцензурный. Вот если бы снимал Антониона наверняка была бы сцена где герои одеты, но мы понимаем что они делают :) Как в "Приключении"
    И Лена ищет Алика среди участников встречи фронтовиков. Нам показываю людей одного за другим. Как в то утро в "Затмении" и он и она не пришли, а нам показывают случайных прохожих

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.