среда, 7 сентября 2016 г.

"Клео от 5 до 7" (1961)

Оригинал взят у hmm_danone в «Клео от 5 до 7». Женщина в поисках зеркал

cleo-from-5-to-7.jpg
Кинопоиск

Французская «новая волна» (как и весь кинематограф) была преимущественно мужским направлением, рассказывающим о мужских проблемах. До 1962 года, когда на горизонте появилась Аньес Варда, знаменитый фотожурналист и первоклассный фотограф. Вы возразите, и будете правы — женщины и их проблемы и раньше присутствовали в ранних фильмах Годара, Трюффо и Шаброля. Но им отводились довольно шовинистские роли. Это была либо легкомысленная и ветреная красотка, олицетворяющая «лёгкое дыхание» жизни (то же «Жюли и Джим», «Женщина есть женщина», «На последнем дыхании»), либо жертва мужской жестокости («Красавчик Серж», «Жить своей жизнью»). В любом случае, до картины Варды в рамках движения ещё не было фильма, в котором женщина становилась безраздельным объектом пристального и серьёзного внимания.

Отступление. Почему именно Аньес Варда? Ответ на этот вопрос связан с самой спецификой «новой волны» режиссёры-авторы, в отличие от массовых режиссёров студий, при создании своих ранних работ опирались на автобиографический материал. Соответственно, каждый снимал о том, что знает лучше всего.

Фильм «Клео от 5 до 7» рассказывает о примерно полутора часах жизни молодой и привлекательной певицы, ожидающей результаты медицинских анализов по поводу ракового заболевания. Она очень напугана, но ещё сильнее страдает из-за невозможности чувствовать себя и быть такой, какая она есть на самом деле. Оказывается, её знакомые всегда воспринимали её как красивую «куклу», и со временем она сама стала вести себя согласно ожиданиям. Оказавшись в экзистенциальной ситуации (возможное приближение смерти), Клео почувствовала потребность содрать с себя навязанную обществом маску, избавиться от двойственности собственного самовосприятия. В фильме её зарождающаяся борьба показана через множество символов, одним из которых являются зеркала. Клео сперва заглядывает в них, чтобы удостовериться в своей красоте (это единственная, что она не ставит под сомнение и поэтому очень боится потерять), а затем уже как бы пытаясь ухватить собственную сущность, размытую и раздвоенную завистливыми и похотливыми взглядами женщин и мужчин.
Полуторачасовое блуждание Клео по городу, на первый взгляд довольно бестолковое и хаотичное, становится движением к обретению самой себя. Зеркалами становятся и встречающиеся ей люди, не только знакомые, но и случайные посетители кафе, чьи разговоры она подслушивает. Человек обретает себя только через общение с другими людьми. В процессе диалога он разграничивает «своё» и «чужое», ощупывает края и грани своей личности. Вот и Клео пытается познать саму себя через общение с официантками, таксистками, просто подслушивая случайные разговоры. Переломный момент в её движении происходит во время разбора новых песен с двумя музыкантами, которые явно воспринимают её как капризную и глуповатую красотку. Клео поёт лиричную, грустную балладу и в этом пении открывает в себе новые, до сих пор неизведанные черты. Это помогает ей чётче понять собственную личность, отделить её от маски и уже тогда, рассмотрев, индентифицировав свой ложный образ, она находит в себе силы сбросить его и обратиться на путь внутреннего освобождения. Ещё один символ: в момент ярости она срывает ненавистный парик и преображается. Нужно сказать, что в этот момент меняется и игра Коринн Маршал, исполнительницы роли Клео. Актриса меняется и внешне, и внутренне: становится менее развязной, но в то же время более привлекательной. Её глаза начинают излучать мягкий свет, подчёркивающий обретаемую внутреннюю гармонию.

Отступление. На самом деле героиню зовут Флоренс, но друзья зовут её Клео в честь Клеопатры. Двойственность имён - ещё один символ, работающий на главную тему фильма.

После переломного момента начинается обратный отсчёт — героиня должна принять себя окончательно. В этот момент Варда вставляет в фильм документальные кадры: блуждающая по городу камера фиксирует лица людей, посетителей кафе, их разговоры, показывая срез жизни парижского общества. Эти вдохновенно снятые кадры человеческой обыденности заставляют вспомнить документалиста Жана Виго и отсылают к романтическому реализму, направлению, напрямую повлиявшему на «новую волну». И снова возвращается сквозной образ: спускаясь по лестнице после киносеанса, подруга главной героини разбивает зеркало. «Это к смерти», — суеверно шепчет Клео. На самом деле эта короткую сценку следует интерпретировать обратно — Клео больше не нуждается в зеркалах. Духовное выздоровление героини происходит в чрезвычайно деликатно и тонко снятом финале, где она встречает доброго и общительного мужчину, который через час должен снова уехать в армию. Он не узнаёт в ней популярную певицу и воспринимает её без ложных фильтров — какой она сама себя чувствует. Мимолётность их встречи и открытый конец почёркивают лёгкость самого фильма.

Кроме темы познания себя в картине есть социально-феминисткий подтекст, более простой и гораздо менее интересный. По ходу своего путешествия Клео встречает женщин, выражающих разные степени эмансипации. Одна из двух крайностей, обозначающая независимость — храбрая водительница такси, которая рассказывает историю о том, как она погналась за двумя не заплатившими мужчинами. Иную степень эмансипированности выражает натурщица, подруга главной героини. Её обнажённое тело становится объектом художественного восхищения мужчин. Стоить отдать должное Варде — логичнее было бы сделать вторым полюсом проститутку. Но творческое чутьё подсказало ей более изящный и неоднозначный вариант.

В целом, «Клео от 5 до 7» — это образец деликатного ителлектуального кино с ненавязчивой символикой, дружелюбного и приятного, но заставляющего голову работать, а глаза наслаждаться. Так что спасибо altereos, без его рулетки я бы вряд ли когда-нибудь добрался до этой замечательной картины.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.