понедельник, 5 сентября 2016 г.

"Отпуск в сентябре" (1979)

Оригинал взят у sv0812 в Отпуск в сентябре (1979)
Кинопоиск

Фильм "Отпуск в сентябре" был снят режиссером Виталием Мельниковым по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота". Снят в 1979 году, а показан только в 1987 году. Если честно, я вполне понимаю цензурщиков, притормозивших фильм, поскольку лично для меня в нем нет ничего ценного, кроме классной актерской игры.

Мне совершенно не близки эти два придурка -  Зилов (Олег Даль) и его дружок Саяпин (Юрий Богатырев). Я совершенно не понимаю, почему их сейчас так любят называть "типичными советскими интеллигентами". Потому что они, во-первых, не интеллигенты, а, во-вторых, не "типичные интеллигенты". А, скорее уж, типичные советские Бивис с Батхетом. Да-да - вот такие придурочные и хамоватые комикс-персонажи с поправкой на советствость - то есть, с понтами и претензией на интеллект.

Зилов мне фантастически неприятен, но я, конечно, я не могу не видеть того, что на экране Зилов не вампиловский, а далевский. Фильм я смотрел уже после того, как и пьесу читал, и две театральных постановки (одну из них - хорошего столичного театра) видел. И когда впервые смотрел фильм, не мог отделаться от ощущения неправильности. При втором-третьем просмотре смирился и принял Зилова-Даля, но... я не вижу ничего трагического в Зилове. Я вижу человека, который бесится с жиру. Нет в нем глубины, нет вообще ничего, вызывающего хоть какое-то сочувствие... Мелкая мразь, которая получает по заслугам.

Я совершенно не понимаю и Даля, мечтавшего сыграть роль Зилова. Точнее - я понимаю только одно:он видел в Зилове себя. Он вообще любил роли этаких "непонятых" парней; только, почему-то, его бескомпромиссность имела под собой основу одну: высокомерное существо, считающее,что ему все должны. И что оно будет всем хамить говорить правду, а его должны обожать, холить, лелеять и ни в коем случае не говорить им ничего плохого. А то оно обидиццо и самоубъеццо.

Так что, вполне допускаю, что Даль играл себя, равно как и то, что Даль всю жизнь играл в Лермонтова - этакого непонятого гения с претензиями, который сам себе старательно гадил, а потом обижался на Мир, мол, не холит-не лелеет, чего левая пятка захочет не делает, спинку не чешет. Нет-нет, это не значит, что мне не нравится Лермонтов и не нравится Даль. Строго наоборот. Но это те варианты, когда, признавая талант, я не хотел бы бы лично быть знакомым, и уж, упаси боже, не хотел бы быть родственником.

Вот и из Зилова Даль сделал такого. Но есть большая разница - Зилов, в отличие от самого Даля, бездарен. У него нет ничего за душой, кроме выпендрежа. Сопереживать ему? Да ни в малейшей степени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.