воскресенье, 25 сентября 2016 г.

"Лебедев против Лебедева" (1965)

Оригинал взят у adzhaya в "Лебедев против Лебедева" Генриха Габая

Кинопоиск

Посмотрела "Лебедев против Лебедева" Генриха Габая по сценарию Феликса Миронера (Мосфильм, 1965, ч/б). В главной роли Владимир Рецептер. Из популярных актёров - важные роли второго плана у Леонида Броневого и Михаила Державина. Мелькнул Кахи Кавсадзе.
Кино-демотиватор. Мягко давящее зрителю на все болевые точки разом.

Сиюминутные биографические альтернативы Олега, обычного младшего научного сотрудника в возрасте "под тридцать", показаны без конвенциональных приёмов, то есть зритель почти никогда не знает, происходит действие взаправду или в воображении героя.

Взаправду он трус, приспособленец и неудачник. В воображении всё наоборот. Взаправду живётся так себе, но вполне сносно. В воображении тоже не всё пучком, но иногда очень неплохо.
Взаправду он, что называется, "хороший парень". Тряпка, но чуткий. В воображении - плейбой и конфликтная личность. Выбирайте, какой вам больше нравится.

Кстати, я тут недавно ругалась на "Вечер, поезд" Андре Дельво (Франция, 1968), где тоже неуравновешенная личность играет в игры с альтернативной реальностью. Мол, герой там не мужик, и потому мне лично неинтересен.
Даю поправочку: неинтересен, когда сам не считает свой статус "немужика" проблемой.
В "Лебедев против Лебедева" герой мается именно осознанием своей (гендерной?) никчемности. А поскольку он совершенно обычный советский гражданин, то, конечно, речь шла о гендерной никчемности целого поколения, каким его хотела видеть официальная власть. Лишённым инициативы, напористости и самоуверенности.

Однако, многое из того, на что не решился Олег, легко и непринуждённо делали его ровесники-друзья. Знакомство с прохожей девушкой, конфликт с начальством, укорот доносчику, общественный пендель смазливой карьеристке...
Значит, не было у Олега никаких препятствий для того, чтобы быть "мужиком". Никакая советская власть ему крылья не ломала. Сам скукожился. Хотя в детстве был нормальным пацаном, лез в драку против троих не раздумывая.

Сложный фильм, очень сложный для выстраивания логических цепочек.
Поляки придумали термин "кино морального беспокойства" и подарили его своим фильмам 1970-х. Предлагаю поляков раскулачить. Хороший термин, очень подходящий для фильма Г.Габая.
Из-за сложной биографии режиссёра, "Лебедев против Лебедева" стал практически забытым фильмом. А ведь это был один из манифестов поколения...

Хотела написать что-нибудь одухотворённое. Проверила, что одухотворённого уже написано.
И вот читаю о главном герое: "Скромный, наивный и нерешительный..."
Иногда меня пугают люди, пишущие о кино.
Почему СКРОМНЫЙ? В чём НАИВНЫЙ?
История матёрого конформиста. Для абсолютного большинства из нас - личная история. Круг общения в нужную сторону расширять не умеем, под чью-то власть рано или поздно входим, и гнетут нас люди-тролли.
Кто из нас скромен и наивен, шаг вперёд!


Оригинал взят у adzhaya в Лебедев против Лебедева (Мосфильм, 1965, реж. Генрих Габай)

Сосед по коммуналке изводит придирками понаехавшего в Москву интеллигента-технаря Лебедева. Начальство тоже смотрит свысока: Лебедев застрял на подступах к диссертации, потому что его волнует не научная карьера, а наука сохранять лицо среди агрессивно ведущих себя людей. Но даже если люди не будут агрессивны, не факт, что мужчина накануне тридцатилетия сможет преодолеть свой сплин и почувствовать интерес к утекающей в никуда сквозь пальцы жизни.

Вот редкий пример кино, где конфликт обывателя с "системой" описывается в понятиях, связанных с характеристическими особенностями его личности. Т. е., это фильм о социальном конформизме меланхоликов. Пока они мнутся, просчитывают последствия и прогибаются под мир, сангвиники и холерики прут танками на амбразуры и успешно ломают мир под себя.

Самый, наверное, яркий момент "Лебедева" - диалог-дуэль между душным кляузником а'ля 1937 и его молодым оппонентом-сангвиником. Прямо и открыто авторы фильма устами персонажа говорят: душных тварей надо бить, никакого умиротворения, только аннигиляция.

Как понимаю, "Лебедев против Лебедева" не вошёл в число самых-самых раскрученных только из-за эмиграции режиссёра. А так в целом, конечно, это манифест относительно сытого и благополучного поколения родившихся в 1935-1940 годах, в чьём сознании маховик репрессий в силу возраста слился с фольклором и полудетскими страшилками про зубастых космополитов в белых халатах, которые существуют примерно так же, как Дед Мороз. Чисто математически, что-то подобное пережили и те, кто родился в 1985-1990 годах - для них изматывающая психику угроза рандомного физического уничтожения (в данном случае, активный северокавказский терроризм в крупных городах РФ) и освобождение от тисков от этой угрозы тоже хронологически совпало с предпубертатным и пубертатным периодом. А сейчас им по 25-30 лет, как и героям "Лебедева против Лебедева", они относительно сыты и благополучны, и сказки про дедморозов им тоже неактуальны. Одно к одному, и пора подёргать спираль культуры за витки.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.