суббота, 17 сентября 2016 г.

"Выживут только любовники" (2013)

Оригинал взят у f_l_o_e в Excusez-moi!
Кинопоиск

Тот, кто думает, что он важнее других, должен отправиться на кладбище.
Там он увидит, что жизнь — ничего более, чем пригоршня праха.
Пределы контроля.
Вчера с удовольствием посетил кинотеатр и с большим удовольствием посмотрел новый фильм Джармуша. В нём хорошо всё, как всегда у Джармуша, впрочем. И кстати сейчас, когда начал писать вспомнил забавный факт, ни один фильм Джармуша я не смотрел на русском языке, за исключением отрывка из Мертвеца, который случайно увидел по телевизору. Всегда как то складывалось так, что я или в кино попадал на англоязычный сеанс, или как однажды, что было так же забавно, русская дорожка на диске не запускалась. Так и с Любовниками, сеанс в кинотеатре был на языке оригинале. Я правда больше люблю дубляж, но вот с Джармушем исключение. Джим выпустил свой новый фильм после довольно длительного периода, до этого он и так не слишком часто снимал, а тут и вовсе умолк на пять лет. Пять лет после довольно своеобразных Пределов, которые мне запомнились в основном преувеличенной и лаконичной эстетикой картинки, отрешенными диалогами и внезапно появляющейся голой бабой.

У Джармуша ровно такое же видение вампиров как и у меня. На 100%. В современной трактовке, сценаристы по какой то неведомой мне причине, предполагают, что существо прожившее пару сотен, а то и больше лет, будет обладать весьма примитивными интересами. Совершенно не учитывая огромного опыта, который подобное существо должно набрать. Но интересно в Любовниках не это. Дело в том, что Джармуш, со своим преувеличенно эстетическим и логичным подходом к одному из определяющих и ключевых сегодняшних мифов, полностью ломает его мифологическую основу, возможно на десятилетия опережает ход развития человеческой культуры, поскольку перешагнуть актуальную мифологию, находящемуся в ней человеку очень сложно.

Миф о Вампире, один из основных на сегодня, феномен этого мифа, как и любых других легенд созданных человеком, на самом деле не такой уж и феномен. Вампир - одна из базовых струн человеческой культуры, которая звучит то громче, то тише, но в последние годы, её звучание становится всё сильнее и настойчивее. Человечество, использует миф, что бы запереть в нем свои страхи, соответственно, то, чего человечество в данный момент боится больше всего. Миф, это посаженный под замок общественный психоз. Что такое вампир? Для отдельного человека, вампир это ночной кошмар, существо сильное там, где человек слаб и слабое там, где он силен, но недосягаемое в часы свое слабости, в то время как во время своей силы оно невозбранно охотится за человеком. Для общества, это массовый психоз, заключающийся в воплощении в проецировании в образ вампира страха перед властью.

Вампир это власть. Правительство, президенты, министры, парламентарии. Это образ страха перед перед обладателями власти, перед теми кто может распоряжаться жизнью обывателей. И кто может обратить человека в свои ряды, что страшно и притягательно одновременно. Это страх границы расслоения общества на тех у кого есть власть и у кого её нет. И страх перед самой властью, до сих пор представляющейся человеку чем то мистическим. Это страх перед тем кто будет жить вечно в истории человечества, в то время как память о человеке рассыпется в прах. Это страх перед теми, кто живет плодами трудов обычных людей, кто в переносном смысле пьёт их кровь. Это страх перед тем, кто уже живет за границей обыденной жизни. Это страх перед тем, кто способен распоряжаться твоей жизнью.

И общество не готово к джармушевской интерпретации этого мифа. Покуда страх разделяет эти миры.


Оригинал взят у callisto_13 в Выживут только любовники

По поводу нового фильма Джима Джармуша не отписался только ленивый или тот, кто, как я, на бронепоезде. Не буду пересказывать сюжет этой вампирской истории в надежде на то, что вы ее уже посмотрели. Божественно-андрогинная Тильда Суинтон и тоже неплохой Том Хидлстон (хоть я и не вхожу в его целевую аудиторию) прекрасны в образах древних существ. Усталость стареющей цивилизации, когда даже кровожадные вампиры, почти уже утратив свою агрессивность, предаются эстетическим наслаждениям. Теплый, винтажный видеоряд и тягучий саундтрек - все, как и обещали, великолепно.

Но как-то гложет меня червячок сомнений по поводу увиденного. Боюсь, что впадаю в еще больший снобизм, чем тот, в котором пребывают герои картины, но для меня сомнительны образы виниловой пластинки и винтажных электрогитар как символов древности, потому что существам вроде Адама и Евы рок и инструментарий 60-х должны казаться неприличным новоделом. Пристрастие к лютням, старинным манускриптам и, скажем, Джезуальдо, Палестрине, к Франческо да Милано, на худой конец, были бы для меня более убедительны.

Многочисленная критика обещала какие-то невероятные эстетические аллюзии и отсылки, но у меня впечатление, что большинство имен великих соответствуют уровню энциклопедии по мировой культуре для чайников.
В общем, не советовала бы искать в фильме какой-то особой философской и эстетической глубины, там все лежит на поверхности - и это прекрасно, потому что не надо ничего усложнять! Просто отдайтесь удовольствию от увиденного.

И еще. Меня не покидало впечатление, что я смотрю комедию. Оно еще более усилилось при появлении сестры Евы, Авы (Миа Васиковска). Эта мило-отвязная девица взорвала эстетствуэщий мир своих снобов-родственничков которые ее даже к холодильнику не пускали. Так что пришлось им вспомнить про свою вовсе не вегетарианскую сущность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.