Оригинал взят у jacob_burns в Короткий монтаж (Короткие истории) / Short Cuts (1993)
Кинопоиск
Прежде всего замечу, что очень люблю творчество Олтмана. Ну да, если рецензия начинается с дисклеймера, сами понимаете…
Фильм поставлен по произведениям Раймонда Карвера. Того самого Карвера, между прочим, чей рассказ «О чём мы говорим, когда говорим о любви» пытался инсценировать (и инсценировал) Бердман. Тот самый Карвер, которого переводил на японский Мураками. Один из знаменитых американских пьющих классиков.
Еще одно лирическое отступление. Помните, был такой эротический сериал с Дэвидом Духовны «Дневники красной туфельки»? там были, между прочим, и очень приличные серии ( я не про содержание, а про качество), поставленные, кстати, в большинстве своем, русскими эмигрантами. Но я не об этом. В одной из самых удачных серий говорилось, что самые худшие и самые лучшие рассказы ни о чем.
При просмотре «Короткого монтажа» меня не покидало ощущение, что это – девиз американских классиков и лично Карвера. Потому что очень долго кажется, что все эти истории ни о чем. В конце оказывается, что очень даже о чем, и что Карвер на самом деле выдающийся прозаик. Но до конца еще надо добраться, а фильм, между прочим, длится три часа и восемь минут.
Роберт Олтман собрал в кучу несколько рассказов Карвера и сделал из них коллаж. По стилю и настроению «Истории» напоминают «Магнолию» Пола Томаса Андерсона, по структуре – множеству сюжетных линий и персонажей, каким-то образом связанных друг с другом, но не слишком сильно, - «Реальную любовь» Кертиса. Магнолия – тоже коллаж, но всего из трех историй. Думаю, что Олтман замостил дорогу им обоим и еще огромному числу кинематографистов. «Облачный атлас», например, так же устроен.
Карвер – хороший писатель, Олтман – хороший режиссер. Они глубоко читают человеческие души, понимают толк в деталях. И фильм, их совместное творчество, должен бы выйти прекрасным.
Тем более с таким роскошным актерским составом. Причем, все эти люди, сейчас считающиеся мэтрами Голливуда, тогда были удивительно молоды и свежи, смотреть на юных Дауни, Роббинса, МакДауэлл, Мур и остальных – одно удовольствие.
Кинопоиск
Прежде всего замечу, что очень люблю творчество Олтмана. Ну да, если рецензия начинается с дисклеймера, сами понимаете…
Фильм поставлен по произведениям Раймонда Карвера. Того самого Карвера, между прочим, чей рассказ «О чём мы говорим, когда говорим о любви» пытался инсценировать (и инсценировал) Бердман. Тот самый Карвер, которого переводил на японский Мураками. Один из знаменитых американских пьющих классиков.
Еще одно лирическое отступление. Помните, был такой эротический сериал с Дэвидом Духовны «Дневники красной туфельки»? там были, между прочим, и очень приличные серии ( я не про содержание, а про качество), поставленные, кстати, в большинстве своем, русскими эмигрантами. Но я не об этом. В одной из самых удачных серий говорилось, что самые худшие и самые лучшие рассказы ни о чем.
При просмотре «Короткого монтажа» меня не покидало ощущение, что это – девиз американских классиков и лично Карвера. Потому что очень долго кажется, что все эти истории ни о чем. В конце оказывается, что очень даже о чем, и что Карвер на самом деле выдающийся прозаик. Но до конца еще надо добраться, а фильм, между прочим, длится три часа и восемь минут.
Роберт Олтман собрал в кучу несколько рассказов Карвера и сделал из них коллаж. По стилю и настроению «Истории» напоминают «Магнолию» Пола Томаса Андерсона, по структуре – множеству сюжетных линий и персонажей, каким-то образом связанных друг с другом, но не слишком сильно, - «Реальную любовь» Кертиса. Магнолия – тоже коллаж, но всего из трех историй. Думаю, что Олтман замостил дорогу им обоим и еще огромному числу кинематографистов. «Облачный атлас», например, так же устроен.
Карвер – хороший писатель, Олтман – хороший режиссер. Они глубоко читают человеческие души, понимают толк в деталях. И фильм, их совместное творчество, должен бы выйти прекрасным.
Тем более с таким роскошным актерским составом. Причем, все эти люди, сейчас считающиеся мэтрами Голливуда, тогда были удивительно молоды и свежи, смотреть на юных Дауни, Роббинса, МакДауэлл, Мур и остальных – одно удовольствие.
Но историй так много и они так часто сменяют друг друга, что они как бы мельтешат перед глазами. И мельтешат утомительно долго. И кажется, будто бы действие никуда не ведет, и все это – просто зарисовки из жизней разных людей Ровная почти бесстрастная манера снимать Олтмана особого драйва не добавляет, и не очень понятно, зачем все это смотреть. К концу некоторые из историй получают впечатляющее завершение, но выдержать три часа до финала почти невозможно. И при таком мельтешении не все нити удалось связать в узелок, многие линии оборваны на полуслове. Некоторые так скомканы, что вовсе непонятно, зачем огород было городить, растягивая экранное время, - например, история с отцом Ховарда. Или наоборот - сильный финал истории, которая показана парой мазков, как в случае с певицей и ее дочерью. Все-таки, трагедию надо готовить, а не обозначать парой эпизодов.
По большому счету это не вина Олтмана или, тем более, Карвера. Повторюсь, что внимание к деталям, режиссура, игра актеров на высоте, и чувствуется фирменный Олтмановский стиль, который после наберет силу. Просто создатели пожадничали – не стоило запихивать в фильм так много. Все-таки Карвер, наверное, предполагал, что его рассказы будут читаться по очереди, а не страницу из одного, потом абзац из другого. Тем более, что по отзывам Карвер писал крайне лаконично.
В Кертисовской «Реальной любви» все же другой характер драматического материала: все линии – части одного сценария, и ни развиваются параллельно.
Резюмирую: "Короткий монтаж" посвящен проблемам семьи того времени, показаны разные срезы общества. Мощный потенциал историй Карвера и режиссуры Олтмана не отрабатывается до конца, фильм получился слишком перегруженный и оттого утомительный.
По большому счету это не вина Олтмана или, тем более, Карвера. Повторюсь, что внимание к деталям, режиссура, игра актеров на высоте, и чувствуется фирменный Олтмановский стиль, который после наберет силу. Просто создатели пожадничали – не стоило запихивать в фильм так много. Все-таки Карвер, наверное, предполагал, что его рассказы будут читаться по очереди, а не страницу из одного, потом абзац из другого. Тем более, что по отзывам Карвер писал крайне лаконично.
В Кертисовской «Реальной любви» все же другой характер драматического материала: все линии – части одного сценария, и ни развиваются параллельно.
Резюмирую: "Короткий монтаж" посвящен проблемам семьи того времени, показаны разные срезы общества. Мощный потенциал историй Карвера и режиссуры Олтмана не отрабатывается до конца, фильм получился слишком перегруженный и оттого утомительный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.