понедельник, 31 июля 2017 г.

"Выпускной" (2016)

Оригинал взят у richteur в Выпускной / Bacalaureat, 2016

Кинопоиск


«Тля ест траву, ржа - железо, а лжа – душу» - правильность этого чеховского постулата наглядно показывает фильм видного представителя румынской «новой волны» Кристиана Мунджиу. Главный герой — почтенный хирург Ромео, чрезвычайно гордый тем, что принципиально чурается любой коррупции и тем, что дочка, красавица-отличница приглашена в престижный английский вуз со стипендией. Осталось чуть: сдать пару последних экзаменов так, чтобы не сбить общий, чрезвычайно высокий балл.

Возможно, все прошло бы без сучка и задоринки, окажись герой действительно стопроцентно честным и чистым. Но у него есть любовница, и торопясь предаться плотским утехам, он высаживает дочь в квартале от школы, и пока она идет, на нее нападает некий мерзавец, пытаясь изнасиловать. Не получилось, но девушка в шоке, а хорошее написание итоговых тестов под вопросом, и тогда наш доктор решает пожертвовать своей репутацией, по полной задействуя связи в бюрократической среде и прочие мутные знакомства. Но поступившись одним принципом, волей-неволей приходится пожертвовать и всеми остальными, польза от которых в рутинной жизни казалась незаметной - однако именно они поддерживали на плаву отношения с близкими, самооценку и профессиональную компетенцию.

Двухчасовое кино смотрится на одном дыхании во многом благодаря блестящей игре Адриана Титьени, по ходу действия преображающегося из вальяжного, знающего себе цену господина, прямо лучащегося «авторитетным дискурсом» в совершенно дезориентированного и деморализованного «маленького человека», загнанного в тупик и вынужденного мучительно переосмысливать все свое прошлое. И виной всему — неудачно сделанный моральный выбор. И этот выбор рано или поздно предстоит сделать всем, понеся за это полную ответственность.

Это, на мой взгляд, роднит картину с последними полнометражными проектами российского режиссера Юрия Быкова - «Майор» и «Дурак», в которых принятое на автомате решение оборачивалось цепью необратимых событий, одно другого кошмарнее. Но в фильме Мунджиу все как-то попроще, без фаталистического нагнетания и трагической забубенности, все буднично — и от того особенно пронзительно, потому что каждый может примерить ситуацию на себя. Но и не столь все беспросветно, что тоже добавляет киноленте очков. Так что «Выпускной» не зря получил приз на Каннском фестивале.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.