Оригинал взят у dm_bondarenko в "Iluminacja", 1973
Кинопоиск
Иллюминация – это не состояние экстаза, это интенсификация мысли. И чтобы добиться этого состояния, необходима лишь безупречная чистота сердца.
Жизнь каждого из нас продиктована выбором. Кому-то выбор навязывают, кто-то идет на компромисс с самим собой или с окружающим, а кто-то более удачлив и в состоянии самостоятельно сделать выбор. Вся наша жизнь состоит из развилок, ступив на которые, чаще всего, невозможно повернуть обратно. Кшиштоф Занусси снял в 1973 году «Иллюминацию» - фильм о развилках.
Франтишек Ратман поступает на физико-математический факультет Варшавского университета. Он ведет обычную студенческую жизнь, но знакомится с Малгожатой. Беременность Малгожаты заставляет молодого человека взять академический отпуск и устроится на работу. Франтишек может вернуться к обучению, но в его голову закрадываются сомнения о своей специальности…
Фильм начинается с рассуждения пожилого философа о понятии «иллюминации» и способах ее достижения (см. сокращенную цитату в эпиграфе). Этот фильм показывает поиски главным героем своей личной «иллюминации». В отличие от Витольда из «Константы», Франтишек показан обычным человеком, не имеющим стойкой жизненной позиции.
В молодости Кшиштоф Занусси учился какое-то время на физическом факультете, поэтому в двух увиденных мной фильмах Зануссии присутствует тематика точных наук. В «Иллюминации» физика показана в качестве частично ошибочного выбора личной «иллюминации» Франтишека – он пошел изучать физику, чтобы всегда иметь дело только с определенными вещами. Но цитируя одну известную поговорку: «нет никаких точных вещей, кроме смерти и налогов».
Несмотря на общепринятое декларирование физики, как точной науки, в ней, как и в любой сфере жизни и науки, есть множество неопределенных вещей. Начиная с выбора специализации, местом физики в современной жизни, ответственности за некоторые открытия, отпущенном сроке для достижения высот – ничто не позволит воспользоваться мнимым костылем определенности.
Кшиштоф Занусси напоминает зрителю о том, что у каждого человека кроме профессиональной, есть и личная сфера жизни, и именно в ней люди чаще всего натыкаются на развилки. Неожиданная беременность Малгожаты полностью ломает костыль определенности Франтишека и заставляет его сделать первый серьезный выбор. Получив впервые в жизни настоящую ответственность, Франтишек находится в раздумье – вернуться ли к науке или начать трудовую деятельность? На этой развилке он видит множество возможных вариантов развития своей дальнейшей жизни. В один момент он даже видит возможность полностью отдалиться от внешнего мира и стать отшельником.
Иной тематикой данного фильма является смерть, приходящая неожиданно. Большинство из нас любят откладывать важные решения на потом, думая, что у нас еще осталось много времени. Кшиштоф Занусси не согласен с этим, поскольку умереть можно и в 20 лет, и в любой иной возраст. Поэтому, по мнению режиссера, нельзя пытаться «пребывать в прострации», ибо жизнь может оборваться в любую минуту.
В конце концов, Франтишек сделает выбор, но только достиг ли он «иллюминации»? Кшиштоф Занусси считает, что на этот вопрос должен ответить не он, а сам зритель. Как и «Константа», «Иллюминация» получилась фильмом, вопросы которого никогда не утратят своей актуальности. Рекомендую посмотреть «Иллюминацию» в паре со «Случаем» Кшиштофа Кесьлевского.
Кинопоиск
Иллюминация – это не состояние экстаза, это интенсификация мысли. И чтобы добиться этого состояния, необходима лишь безупречная чистота сердца.
Жизнь каждого из нас продиктована выбором. Кому-то выбор навязывают, кто-то идет на компромисс с самим собой или с окружающим, а кто-то более удачлив и в состоянии самостоятельно сделать выбор. Вся наша жизнь состоит из развилок, ступив на которые, чаще всего, невозможно повернуть обратно. Кшиштоф Занусси снял в 1973 году «Иллюминацию» - фильм о развилках.
Франтишек Ратман поступает на физико-математический факультет Варшавского университета. Он ведет обычную студенческую жизнь, но знакомится с Малгожатой. Беременность Малгожаты заставляет молодого человека взять академический отпуск и устроится на работу. Франтишек может вернуться к обучению, но в его голову закрадываются сомнения о своей специальности…
Фильм начинается с рассуждения пожилого философа о понятии «иллюминации» и способах ее достижения (см. сокращенную цитату в эпиграфе). Этот фильм показывает поиски главным героем своей личной «иллюминации». В отличие от Витольда из «Константы», Франтишек показан обычным человеком, не имеющим стойкой жизненной позиции.
В молодости Кшиштоф Занусси учился какое-то время на физическом факультете, поэтому в двух увиденных мной фильмах Зануссии присутствует тематика точных наук. В «Иллюминации» физика показана в качестве частично ошибочного выбора личной «иллюминации» Франтишека – он пошел изучать физику, чтобы всегда иметь дело только с определенными вещами. Но цитируя одну известную поговорку: «нет никаких точных вещей, кроме смерти и налогов».
Несмотря на общепринятое декларирование физики, как точной науки, в ней, как и в любой сфере жизни и науки, есть множество неопределенных вещей. Начиная с выбора специализации, местом физики в современной жизни, ответственности за некоторые открытия, отпущенном сроке для достижения высот – ничто не позволит воспользоваться мнимым костылем определенности.
Кшиштоф Занусси напоминает зрителю о том, что у каждого человека кроме профессиональной, есть и личная сфера жизни, и именно в ней люди чаще всего натыкаются на развилки. Неожиданная беременность Малгожаты полностью ломает костыль определенности Франтишека и заставляет его сделать первый серьезный выбор. Получив впервые в жизни настоящую ответственность, Франтишек находится в раздумье – вернуться ли к науке или начать трудовую деятельность? На этой развилке он видит множество возможных вариантов развития своей дальнейшей жизни. В один момент он даже видит возможность полностью отдалиться от внешнего мира и стать отшельником.
Иной тематикой данного фильма является смерть, приходящая неожиданно. Большинство из нас любят откладывать важные решения на потом, думая, что у нас еще осталось много времени. Кшиштоф Занусси не согласен с этим, поскольку умереть можно и в 20 лет, и в любой иной возраст. Поэтому, по мнению режиссера, нельзя пытаться «пребывать в прострации», ибо жизнь может оборваться в любую минуту.
В конце концов, Франтишек сделает выбор, но только достиг ли он «иллюминации»? Кшиштоф Занусси считает, что на этот вопрос должен ответить не он, а сам зритель. Как и «Константа», «Иллюминация» получилась фильмом, вопросы которого никогда не утратят своей актуальности. Рекомендую посмотреть «Иллюминацию» в паре со «Случаем» Кшиштофа Кесьлевского.
Спасибо большое за публикацию!
ОтветитьУдалитьДолжен признаться, что не был беспристрастен при выборе рецензии. Не так давно я сам смотрел и "Константу", и "Иллюминацию".
УдалитьВ любом случае - спасибо за то, что выбрали мой отзыв.
Удалить