Оригинал взят у beauty_spirit в Мой младший брат // 1962, Зархи
Кинопоиск
После просмотра «Моего младшего брата» хочется заехать на машине времени в советский Таллин или Москву 60-х. Или хотя бы попасть в провинциальный город того времени с маленьким кинотеатром, который еще не превратили в аймакс, где старый стрекочущий киноаппарат показывает такие фильмы. В городке при этом должны ловить кильку, а по выходным устраивать танцы. И чтобы Миронов, Даль и Збруев были такими молодыми, какими были тогда мои родители (хотя нет – мама тогда была совсем девочкой, а вот папа был почти таким же). Шестидесятый, наш золотой век.
Когда то этот фильм, поставленный по роману Аксенова «Звездный билет» посмотрело 23 миллиона советских зрителей. Сюжет вроде бы ни о чем. Как теперь говорят - роуд-муви о путешествии трех закончивших только что школу товарищей (а значит будет дружба и кино для мальчиков) и одной девушки (а значит будет любовь и кино для девочек). Путешествие без цели («на мир посмотреть»), состоящее, как и все в жизни из болтовни, поэзии и прозы, череды встреч, невстречь и прощаний, которое заканчивается в той же самой точке откуда и началось. Только герои слегка изменились, кое-что потеряв, но приобретя то, что считается жизненным опытом. Удивительные реалии – музыка Таривердиева, «дружба народов» и шестидесятническая атмосфера, а чтобы сесть в самолет, достаточно купить билет прямо в окошке и никакого личного досмотра, и все это похоже на страну, в которой хочется жить.
У одного из героев есть старший брат, которого играет Олег Ефремов – серьезный ученый и ответственный человек, совсем не шестидесятнический персонаж, который журит младшего за разгильдяйство. Попутчики-рыбаки неодобрительно цедят «Комсомол за ними не доглядел». Но им все равно, у них своя годаровская атмосфера – показной цинизм и настоящие чувства. Где купить туда билет?
Кинопоиск
После просмотра «Моего младшего брата» хочется заехать на машине времени в советский Таллин или Москву 60-х. Или хотя бы попасть в провинциальный город того времени с маленьким кинотеатром, который еще не превратили в аймакс, где старый стрекочущий киноаппарат показывает такие фильмы. В городке при этом должны ловить кильку, а по выходным устраивать танцы. И чтобы Миронов, Даль и Збруев были такими молодыми, какими были тогда мои родители (хотя нет – мама тогда была совсем девочкой, а вот папа был почти таким же). Шестидесятый, наш золотой век.
Когда то этот фильм, поставленный по роману Аксенова «Звездный билет» посмотрело 23 миллиона советских зрителей. Сюжет вроде бы ни о чем. Как теперь говорят - роуд-муви о путешествии трех закончивших только что школу товарищей (а значит будет дружба и кино для мальчиков) и одной девушки (а значит будет любовь и кино для девочек). Путешествие без цели («на мир посмотреть»), состоящее, как и все в жизни из болтовни, поэзии и прозы, череды встреч, невстречь и прощаний, которое заканчивается в той же самой точке откуда и началось. Только герои слегка изменились, кое-что потеряв, но приобретя то, что считается жизненным опытом. Удивительные реалии – музыка Таривердиева, «дружба народов» и шестидесятническая атмосфера, а чтобы сесть в самолет, достаточно купить билет прямо в окошке и никакого личного досмотра, и все это похоже на страну, в которой хочется жить.
У одного из героев есть старший брат, которого играет Олег Ефремов – серьезный ученый и ответственный человек, совсем не шестидесятнический персонаж, который журит младшего за разгильдяйство. Попутчики-рыбаки неодобрительно цедят «Комсомол за ними не доглядел». Но им все равно, у них своя годаровская атмосфера – показной цинизм и настоящие чувства. Где купить туда билет?
Подозреваю, что первое знакомство Аксенова с эстонцами состоялось на Колыме. Да и Солженицын с Шаламовым не раз упоминали латышей, эстонцев и западных украинцев в своих произведениях.
ОтветитьУдалитьИ герои этого фильма, и автор рецензии видят перед собой какую-то виртуальную Эстонию, которая не была оккупирована, и из которой не были сосланы в Сибирь десятки тысяч. Такую же виртуальную Москву мы видим в "Место встречи изменить нельзя". Но, должен признаться, что я сам вырос в такой же виртуальной Латвии, не понимая, чем так недовольны латыши.
ОтветитьУдалитьпросто по сравнению с нашей совсем российской жизнью и такая виртуальная Эстония казалась Диснейлендом
Удалитьв книгах-мемуарах наших рок-музыкантов я читал про фестивать в Таллине 1976 года. На нем познакомились Аквариум и Машина времени. Эстония где смотрели финское телевидения и товарищи из партии и комсомола были не злые :) казалась почти заграницей
УдалитьА я и не спорю, что балтийские республики оказывали благотворное влияние на весь Советский Союз, закатанный под асфальт еще до войны. И также нужно признать, что их отделение от России повлияло на утрату россиянами европейскости. Да что там россиянам, даже в самой Риге за годы независимости русские полностью изолировались от местной культуры. А в советские времена было очень много переводных латышских журналов и литературы.
Удалитьприглядитесь к фильму "КОнец прекрасной эпохи" Говорухина 2015 года, снятом по Довлатову.
ОтветитьУдалитьУ меня впечатление негативное. Но там тоже Эстония, только 1969 год. Поищите рецензии если интересно
у исполнительницы роли Галки, Людмилы Марченко между прочим была в те годы любовь с самим Пырьевым!!!
ОтветитьУдалитьТак что кино везде одно :)
Читал биографию одной советской актрисы, которая отказалась от ухаживаний Пырьева, чем сильно подпортила себе карьеру. Так что, похоже, он был ходок еще тот. Ведь в 60-е ему уже было далеко не 18 и даже не 28.
УдалитьВера Васильева открыто говорит что после "Сказания о Земле Сибирской" было "непристойное предложение" от режиссера
Удалитьа вообще это классный фильм о 17-летних которые не боялись жить. И это главное. А я боялся
ОтветитьУдалитьБоялся - не боялся. Все это ерунда. У меня в блоге есть пост "Эпилог", в котором я как раз пишу об этой "боязни". Мне тоже по молодости казалось, что я чего-то боюсь, а оказалось наоборот. Настоящая смелость бывает часто невидима.
Удалитьну тут не для Синематики тема :) Ванины страхи реальные и мнимые
УдалитьТак для того и создавалась СИНЕМАТЕКА - чтобы на примерах, показанных в фильмах, разобраться в нашей жизни.
УдалитьДля меня всегда было загадкой название этого фильма. Ведь совершенно очевидно, что его главные герои - эти три юнца, так почему же название как бы отсылает в герою Ефремова? Что ли, имеется в виду - молодое поколение глазами старшего? Но ведь повесть Аксенова была о его собственном поколении? А Эстония конечно воспринималась в то время как глоток свободы, та самая провинция у моря. Вот и Довлатов ведь не случайно уехал именно туда.
ОтветитьУдалитьДумаю, что Аксенову просто понравилось сочетание слов, что-то вроде "лебединой стали в облаках". Судя по "Коллегам" для автора было важно, что о нем подумает старшее поколение.
Удалить