понедельник, 24 июля 2017 г.

"Жанна Д'Арк" (1999)

Оригинал взят у altereos в Слово в защиту «Жанны Д’Арк» (1999)

Кинопоиск

 
1990-е для Люка Бессона — шикарное десятилетие. Ставшие культовыми «Леон» и «Пятый элемент» продемонстрировали главный режиссерский талант Люка — умение нестандартно обращаться с популярными развлекательными жанрами. После криминальной драмы и фантастического триллера появляется следующее «нестандартное» произведение, которое достаточно смело обращается с жанром исторической драмы, а если конкретнее — с популярным историческим сюжетом про Жанну Д’Арк. Эксперимент получился хоть и качественным, но тяжеловесным для массового зрителя, сложным для усвоения — особенно на фоне легкой и вкусной «пироженки» под названием «Пятый элемент«. У кинокритиков фильм также получил низкие оценки — видимо, оказал влияние авторитет классических киноинтерпретаций легенды, в первую очередь «Страстей Жанны Д’Арк» (1928), хотя работы Дрейера и Бессона нельзя так просто «лоб в лоб» сравнивать. Добив игровую фильмографию Люка Бессона, я вот что захотел сказать: не верьте критикам! «Жанна Д’Арк» — лучший фильм французского режиссера! Блистательный венец десятилетия. Возможно, непринятие этого шедевра простыми зрителями и киноэкспертами привело к тому, что режиссер после этой, с коммерческой точки зрения, неудачи, снизил требования к себе и начал браться за сомнительные проекты.

Как некий официальный глас кинокритического сообщества в адрес «Жанны Д’Арк» Бессона хочу привести рецензию С.Кудрявцева kinanet. Разоблачая фильм, Сергей Валентинович пишет правильные вещи, только вот в его контексте они звучат как недостатки, а на мой взгляд это блестящие художественные достижения режиссера, который в очередной раз талантливо использовал проверенные на «Леоне» и «Пятом элементе» нестандартные методы работы с одним из классических жанров. «Психованная девица, которая накололась до одури и отправилась с воинственными криками на поле брани«, — пишет kinanet про Жанну в исполнении Миллы Йовович. Ну так да! Чем мне понравилась бессоновская интерпретация образа Жанны Д’Арк (никто ведь точно не сможет сказать, какой она была на самом деле) — тем, что в ней отсутствует религиозный и мистический пафос. Природа дара орлеанской девы раскрыта грубо, цинично и приземленно, а потому — предельно реалистично. Да, она была «психованная», хотя я бы выразился более деликатно — «девушка с травмированной психикой» (конкретный соответствующий эпизод из детства Жанны присутствует). Последующие несколько лет девушка накручивала себя до возбужденного состояния, в котором организм приобретает способность пробивать любые стены. С точки зрения психологии, ничего особенного. Каждый хоть раз на себе испытал похожее состояние — в экстремальной ситуации, на пределе возможностей человек может творить невероятные вещи.

 
Но самое интересное — это взаимоотношения молодой и красивой девушки с яркой харизмой, наработанной на почве фанатичной веры в собственные сверхспособности (по сути, самовнушение), и матерых воинов в окровавленных доспехах. Во всех батальных сценах пробивается мощный сексуальный импульс от «химии» которая бесконтактно возникает между одной хрупкой девой в доспехах и сотнями уставших и измученных воинов. Представьте, насколько груб и однообразен повседневный быт воинов. И вот перед ними появляется удивительный образ, заставляющий забыть не только об усталости, но и о самой смерти. Неудивительно, что мужики с мечами и дубинками побежали в бой за такой лапочкой. Похоть сублимируется в военное бесстрашие. Бессон показывает «животный» психологический механизм этого странного явления, когда успешным полководцем становится хрупкая неопытная девушка. Милла Йовович именно для такой приземленного образа (а не для каноничной духовно возвышенной Жанны Д’Арк) — стопроцентное попадание.

Военные успехи Жанны Д’Арк в такой интерпретации уже не кажутся чудом или каким-то божественным вмешательством, или эффектом магического заклинания. Просто сошлись воедино несколько факторов: психопатологическая харизма Жанны, сексуальная «химия» плюс эффект неожиданности и несколько нестандартных решений — военных хитростей. Неслучайно, раскусив суть якобы сверхъестественной девы, англичане легко остановили ее войско, взяли ее в плен и дальше все знают, что произошло. Люк Бессон в своем разоблачении мистической или религиозной природы событий идет еще дальше: историческая значимость фигуры Жанны Д’Арк преувеличена. Несколько ее подвигов тонут в болоте большой политики. История про Жанну интересна не с исторической точки зрения, а с точки зрения военной психологии. Или психологии в целом. Предполагаю, фильм не приняли те, кто привык воспринимать данную легенду стереотипно — в рамках официальных канонов, в которых Жанна действительно имела связь с высшими силами и была признана святой в 1920 году.

 
После просмотра бессоновской «Жанны Д’Арк» особенно пафосной и беспомощной кажется классическая кинолента 1948 года от Виктора Флеминга с Ингрид Бергман в главной роли. Ингрид, конечно, великая актриса, но здесь мы наблюдаем великий мискаст — на 19-летнюю деву она никак не тянет. У Флеминга красивая легенда со смелым, как показал нам Люк Бессон, подтекстом придавлена массивным историческим каноном, а простая приземленная человечность отравляется голливудским пафосом.

Вывод: бессоновская Жанна самая крутая!
 

3 комментария:

  1. Природа дара орлеанской девы раскрыта грубо, цинично и приземленно, а потому — предельно реалистично.

    Меня данная рецензия заинтересовала именно этим определением реальности как проявление грубости и цинизма. Идея о человеке, созданном по божьему образу и подобию, милосердном и любящем ближнего, объявляются поповскими бреднями. Новая трактовка - лысая говорящая обезьяна, преследующая свои шкурные интересы. Только вот специфика социальной среды такова, что как ты человека назовешь, так он и поплывет.

    ОтветитьУдалить
  2. А по-моему это непродуктивно – противопоставлять поповскую трактовку проявлению грубости и цинизма...
    По-моему это сильно облегчает задачу, как представителям поповской трактовки, так и грубым циникам. Я вот – ни то, ни другое (хотя может показаться, что либо то, либо другое...)
    (я это, я ... "Михаил Светлов", руссо туристо, облико морале:)
    ... фильм Бессона я не видел, правда... в своё время под мощным прессом дрейеровской Жанны (вот она действительно самая крутая – там есть всё, и обезьяна и Господь...) как-то холодно воспринял брессоновскую, потом начал врубаться и в брессоновский киноязык

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эта "экспертная" позиция мне тоже хорошо знакома. В политике сейчас очень модно использовать мнение "политологов", которые, вроде, ни за красных, на за белых, а за "объективную реальность". У меня в блоге есть небольшая заметка на эту тему "По ту сторону добра". В фильме "Иду на грозу" была интересная реплика главного героя на эту тему: "Почему вы знаете государственные интересы, а я не знаю?". Может со стороны лысых обезьян существование таких "экспертов" предусмотрено. Со стороны попов - нет.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.