пятница, 14 июля 2017 г.

"Зигзаг удачи" (1968)

Оригинал взят у zina_korzina в Зигзаг неудачи.

Кинопоиск

Кинофильм «Зигзаг удачи» каждый раз хочется назвать «зигзагом неудачи», причём не режиссёрской – Рязанов талантлив, не актёрской – в кадре мы видим прекрасную игру, а …всеобщей неудачи. Какое-то унылое безнадёжье (sic!), помноженное на зависть всех ко всем. Не получилось Прекрасного Далёка, вильнули в сторону, но кипучий коллективизм всё ещё бьёт по нервам и требует расправы. В этом фильме чудесно всё – от феерического предновогоднего соцсоревнования до метаморфоз, происходящих с людьми при виде денег. Рязанов всегда был бытописателем, причём таким, который «что увижу – то пою». Поэтому мы и любим нагнетать смыслы, придумывать резоны всем его Женям-Ипполитам – сам же Эльдар Александрович просто писал с натуры. Итак, финал 1960-х – стильная стекляшка фотолаборатории с не менее модерновым названием. Провинция, где откровенно скучно – тоска и унылость буквально разлита в атмосфере кадра. В круге первом. И ничего – никогда.

Просто влачить вериги скуки и пытаться выполнять план, смысл которого никому не нужен, не понятен, фиолетов и параллелен. Маразм зашкаливает – сотрудники лаборатории обязуются фотографировать сами себя, чтобы дотянуть до показателей. Как тут не вспомнить «Эдем» Станислава Лема, где космонавты находят на одной из планет странное «производство», которое создаёт какие-то штучки ради самих штучек и потом их же – уничтожает, превращая в массу, а из неё, в свою очередь, опять клепаются загадочные штучки. Персонажи картины выглядят жителями такого вот Эдема, точнее – ада. Им невыносимо, но они привыкли. Они – смешные обыватели, которых долгое время приучали к мыслям о высоком, но у них нет к этому никакого природного расположения – оттого и скучища.

Зато деньги – это стимул. Это нормально, господа. Просто советский Агитпроп хотел из всех состряпать аристократов-бессребреников, а их невозможно стряпать. Ими рождаются. Или притворяются всю жизнь, ради получения всё тех же сребреников. Хорошо, если имеются в виду не библейские 30. На наших глазах милый увалень Орешников превращается в куркуля, а его товарищи – в оголтелую свару. Сюжет построен на какой-то коллективной аномалии – Орешников берёт из общей кассы деньги и покупает себе облигацию. Потом коллектив его осуждает и требует раздела суммы. Выяснив, что местная фифа не сдавала ни копейки в кассу, её тут же, со гневом, выкидывают из числа претендентов… Орешников, влекомый статями фифы, вступается и тогда их изгоняют вместе… Уродливая смесь жанров и смыслов.

Безусловно, советская новогодняя кинокомедь обязана увенчаться хэппи-эндом, но happy тут не ощущается, в принципе. Все эти люди – безупречно и хрестоматийно несчастливы. Им не нравится жить в провинции (предвкушение денег порождает мысли о Москве). Их не устраивает семейный расклад (фифа презирает мужа-тюфяка и готова пасть в объятия не менее тюфячного красавца, лишь бы он был побогаче), а уж светлое чувство героя Евстигнеева к героине Талызиной откровенно выглядит как жест отчаяния (с её стороны – тоже). Да и любовь Орешникова к милой, но простоватой Оле – тоже не от безумной страсти (как верно и обратное). Персонаж Буркова и вовсе всё переводит-пересчитывает на количество бухла. Все они хотят иной жизни, просто не знают, что им нужно.

Ребятки из «Карнавальной ночи» желали смеяться, вершить и стремиться. Интеллигенты из «Иронии судьбы» хотели уютной стабильности. Я не просто так называю два других новогодних рязановских фильма – всё это пунктики социального развития, а точнее, честнее - деградации. Склочно-утомляющий мирок «Зигзага…» уже не может бытовать по правилам «Карнавальной ночи», но пока не смеет жрать, как в «Иронии судьбы». Громыхать и трубить о коллективных доблестях – требуемо, но не нужно. Затоваривать квартиру и хвастаться польтами ещё некомильфотно. Поэтому приходится уличать и подличать… И друг друга фотографировать. Когда человек не знает, чем заняться и куда плыть - он всегда пребывает в тоске. Фильм про зигзаг удачи - талантливое отражение этой социальной кручины. И снег - валит из серых туч, и ни одного солнечного блика. Куда грести?
 

7 комментариев:

  1. Господи, чего добивается рецензент таким разбором?!.. Всё изображаемое в фильме подаётся "с позиций современности", притом с самыми негативными её тенденциями...А ведь фильм итак всем и всегда был понятен своей сатирой, только такой вот желчи в оценках событий и персонажей точно не вызывал. Автор словно бы и не о комедии рассуждает, а будто преподаёт каким-то неведомым школьникам, что так вот жить - "низзз-зя!!!"... На редкость не понравилось

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Комедия Рязанова не единственная, в которой идет речь о вещах довольно грустных. Были еще "Тридцать три" Данелии и "Похождения зубного врача" Климова. Традиция шутить о грустных вещах пришла из русской литературы 19-го века. Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов и т.д. С одной стороны, сегодня действительно популярно во всех поступках героев искать шкурные интересы. Я об этом писал под рецензией на фильм "Летят журавли". С другой стороны, неприятно осознавать, что советский человек существовал только на бумаге и в кино, а в жизни люди вели себя как герои фильма Рязанова.

      Удалить
  2. Анонимный14 июля 2017 г., 19:22

    Да какой Гоголь, Господь с Вами!.. уж тем более Салтыков-Щедрин (который "как волк, напился русской крови и отвалился...")
    Я вот никогда не воспринимал этот фильм как сатирический – спасибо Гале Иванкиной, "открыла глаза". Люди так живут на самом деле, как там у Заболоцкого, "в жилищах наших, мы тут живём умно и некрасиво, справляя жизнь, рождаясь от людей". Никаких "свиных рыл", как у злого и беспощадного Гоголя, здесь нет – милые, добрые обычные советские люди, попадающие по прихоти авторов фильма в этот самый зигзаг... – чего от них хочет автор рецензии? (написана она, кстати, блестяще), чтобы они были как минимум через одного Павкой Корчагтным? Или – кто у нас сейчас, Павка не в тренде... кто – яркая самобытная личность, образец, "делать жизнь с кого"...
    Даже не знаю – не суть важно...
    Суть в том – зачем предъявлять к людям завышенные претензии, исходя из принципов строителя коммунизма, близких Гале Иванкиной или каких других, близких Вам.
    В этом просто нет какого-то большого практического смысла, даже если в истории и бывают такие напряжённые периоды – как у нас в первую половину прошлого века – люди быстро устают от таких эпох и впадают вот в то самое состояние, которое обрисовано в картине Рязанова, как мне видится – довольно мягко, скорее это юмор, та самая "лирическая комедия", к идеалу которой Рязанов приблизился в Иронии судьбы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Две тысячи лет претензии к человеку предъявляло христианство. Господь отправил к людям своего сына, который страдал за всех людей. Такой вот был все это время "нарратив". А попытка отыскать в обывателе какую-то "естественность" ничем не лучше объяснять поведение людей на примере повадок бабуинов.

      Удалить
  3. Анонимный16 июля 2017 г., 15:06

    оригинальный взгляд на христианство...
    Вы никогда не задумывались, почему Христос пришёл именно к таким людям, как они изображены в рязановских картинах, к "бабуинам", к мытарям и блудницам, а не к безупречным титанам духа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, он пришел к "бабуинам", но для того, чтобы они отказались от своего "бабуинства". Недавно перечитал цитату Франкла из "Человек в поисках смысла": "Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать."

      Удалить
    2. Анонимный19 июля 2017 г., 16:53

      Для того, чтобы Его приняли, Он пришёл...
      Всё остальное – несущественно.

      Удалить