среда, 19 июля 2017 г.

"Летучий голландец" (1995)

Оригинал взят у marlouskai в Захотелось поделиться одним из любимых фильмов. Летучий Голландец.

Кинопоиск

 
Когда смотришь кино Иоса Стеллинга, всегда с удовольствием отмечаешь целостную и сбалансированную синергичность его повествования, куда бы не шёл менестрель его фантазии. Его искусная вязь, куда он вкрапляет частички человеческого гения во всех его проявлениях – музыки, живописи, философии, театра –  не может не трогать и не восхищать. Гений имеется в виду не режиссёрский (не о нём же хочет говорить Стеллинг), а общечеловеческий, мировой гений, гений сотен тысяч людей, сотен поколений, который стоит за нашей спиной и суть дыхание истории.

Как хрустальная Анна Франк, Стеллинг верит, что внутри, где-то глубоко, мы, как вид, добрые. Человечество не обречено на влачение этой тусклой и мерзкой жизни, по колено в экскрементах, как живут в большей степени, герои «Летучего Голландца», пока существуют гении среди нас. Для меня история конкретно взятого, ничем ни примечательного и не выдающегося героя ленты, абсолютно не важна, я не вздыхаю над его бесплотной и, по сути, пустой мечтой. Я восхищаюсь в этом кино тем, что рядом с героями, в том же навозе, на том же промозглом холоде, среди той же чумы мракобесного страха, необразованности и ксенофобии, отвергаемые обществом и не понимаемые современниками, а часто и умирающими в подворотнях (как позже, уже в нашем веке, умер и великий Модильяни) и на скотных дворах, могли появляться те, кто вытащил нас из тьмы Средневековья. Кто буквально за волосы тянул упирающееся всеми конечностями человечество из зыбучей трясины Тёмного Времени, где мы бы до сих пор радостно плескались и тонули, давя друг друга, если бы не гении, прорезавшие это время светом своего творчества и труда. Стеллинг бесконечно влюблён как художник в фламандских мастеров, в Старую школу, в голландскую живопись (недаром он победоносно входит в европейский кинематограф именно с лентой о Рембрандте). От этого лента получается такой насыщенной – бедной красками, но бесконечной в своей палитре.
 
Ты погружаешься в это кино постепенно, но сделано оно так профессионально, что погружаешься обязательно. И если задуматься, как это происходит, то отметить можно и великолепный антураж, и немногословность героев, которая даёт тебе время освоиться, и прорисовки характеров. И ты втягиваешься в кино настолько, что уже после просмотра отмечаешь, что думал в тех же категориях, в тех же понятиях, в рамках той же логики, что и герои. Обычно историческое кино (или правильнее будет сказать, кино с историческими мотивами) мы оцениваем с точки зрения своего времени, применяя в процессе анализа событий, людей и явлений (если применяем, конечно же..) свою методологию и свою логику. То есть читаем, скажем Чоссера, со своим синтаксисом. А в этом великолепном образце арт-хаусного постмодерна, ведь фактически это ярчайший пример постмодернового прочтения жизни многовековой давности, мы сталкиваемся с тем, что режиссёр, чтобы рассказать нам историю, сначала обучает нас правильному восприятию и контекста, и событий. И тогда ты начинаешь понимать, что фактически невороятно, чтобы в это время рождались Рубенс или Рембрандт, Брейгель или ванн Эйк. Совершенно непостижимо, что писалась вечная музыка, творились вечные полотна и кто-то рассуждал о человеческой природе. Каждый сможет опровергнуть меня фактологически, сказав, что кто-то в год, указанный годом событий в кино, ещё не родился, а кто-то уже преставился и существовал в ореоле собственной славы. Но в этом, как мне кажется, и смысл ленты – не о фактах задуматься, не о цифрах и подсчётах, не о фактологической наполняющей, а о фактической. Мы сегодня наследуем всем тем «летучим голландцам», который как фантомы, маячат впереди стремглав несущегося в омут мракобесия, клерикализма и обскурантизма человечества, и снова и снова пытаются выхватить нас, может, по отдельности, а может, сразу всех, за волосы и вытянуть из него.

Кроме всего выше написанного, советую смотреть ленту всем тем, кто любя живопись, морщит лоб и говорит, что «Старая школа фламандских мастеров, на мой вкус, тяжела, темна и неуклюжа». Фильм расставит акценты Мастера Стеллинга в вашем восприятии.
 

2 комментария:

  1. "Трудно быть богом" Германа очень на него похож.

    ОтветитьУдалить
  2. Добро пожаловать в сообщество СИНЕМАТЕКА.

    ОтветитьУдалить