суббота, 3 июня 2017 г.

"Константа" (1980)

Кинопоиск

От трудов праведных не построишь палат каменных

Сегодня мне посчастливилось сходить на встречу с Кшиштофом Занусси. Честно признаюсь, до сегодняшнего дня я не смотрел ни одного его фильма, но перед встречей я прочитал его новую книгу «Как нам жить? Мои стратегии». На страницах книги перед нашими глазами предстает умный, скромный и ироничный человек и живой Кшиштоф Занусси полностью соответствует этому портрету. После встречи нас ждал еще один приятный сюрприз – просмотр отреставрированной версии «Константы».

После службы в армии Витольду (Витеку) очень везет – он попадает электриком в предприятие, занимающееся обслуживанием заграничных мероприятий. Благодаря этому Витек получает возможность ездить за границу и заработать достаточно денег для осуществления своей мечты – отправить в экспедицию в Гималаи. Но «блатное» место работы влечет за собой необходимость ловчить и потакать требованиям начальства, а Витек, в силу своих убеждений, не может поступить своими моральными принципами…

Все мы любим рассуждать о честности и порядочности. Практически любой из нас (включая меня) любит бравировать о том, какой он честный и порядочный. Несмотря на это, большинство из нас никогда не упустят возможности «словчить», немного обмануть или каким-либо иным способом продвинуть себя в личном, материальном или ином аспекте. Вместе с тем, среди нас встречаются люди, для которых честность и порядочность никогда не будут пустым звуком.

Витек относится к вышеперечисленной редкой породе людей. Новое место работы предоставляет возможность быстро «подняться», но все знают текст известной поговорки, вынесенной в эпиграф. Но подобная линия поведения недопустима для Витека - он никогда не поступится своими моральными принципами и ожидает такого же поведения от других. В свою очередь, другие всеми силами цепляются за «хлебное место» и поначалу их забавляет чудаковатый новый коллега, но позже Витек начинает вызывать неприязнь и у коллег, и у начальства.

Большинству людей всегда был свойственен меркантилизм и никакой общественный строй неспособен «выжечь» эту основную человеческую черту. Польское социалистическое общество даже сделало людей еще более меркантильными, ибо большинство граждан подобного общества готовы перегрызть глотку ради искусственно ограниченных благ вроде иностранной валюты и поездок в капиталистические страны. Поэтому человек, готовый добровольно отказаться от ограниченных благ, никогда не отыщет понимания окружающих.

Через Витека и иных персонажей «Константы» Кшиштоф Занусси поднял вопрос важности выбора – жить по совести или руководствоваться сиюминутным благом? Гнаться за материальными благами или выбрать небогатую и честную жизнь? Выбор Витека жить по совести влечет для него множество трудностей, но честный путь никогда не влечет легкого счастья. Кшиштоф Занусси прекрасно осознает это и показывает перед нами две развилки. Живой Кшиштоф Занусси никогда не пытается навязать нам свою точку зрения и это качество перешло в его фильмы (как минимум в тот единственный фильм, который я посмотрел).

Я Вам честно скажу, если бы посмотрел «Константу» в 15 лет, то я бы подумал, что Витек лох и неудачник. К счастью, мне сейчас 25 лет, и у меня больше мозгов и я уже могу «читать между строк». Подумайте для себя – человек, который всегда следует своей нравственной «константе» всегда вызовет больше восхищения, чем люди, периодически вспоминающие о своих высоких моральных устоях, хотя перед этим охотно предавшие свои убеждения.

Посмотрите и задумайтесь.

После просмотра только хочется пожелать Кшиштофу Занусси еще долго и плодотворно творить. Надеюсь, что мой юбилейный пост получился удачным.





Простите за хвастовство.






Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за первое место в рейтинге популярности на начало июня предыдущей публикации автора.
 

2 комментария:

  1. У Кшиштофа Занусси в каждый период творчества есть фильм, похожий на "Константу". В 69-м это "Структура кристалла", 73-м - "Иллюминация", в 76-м - "Защитные цвета". И вот в 80-м "Константа", где режиссер возвращает на экран героя, способного оставаться самим собой несмотря ни на что.

    ОтветитьУдалить
  2. Мне, честно говоря, и самому хотелось рассказать про этот фильм. Данная система поощрений пока действует в тестовом режиме. Кроме того, я собираюсь снова отмечать лучшие публикации тэгом "избранное", чтобы новые посетители сообщества могли без труда познакомиться с лучшими публикациями. В ЖЖ сообществе такой тэг был и отбор я проводил самостоятельно. Теперь приглашаю участников и читателей оставлять в комментариях под верхним постом названия рецензий, которые, по вашему мнению, заслужили быть в этом списке.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.