четверг, 19 ноября 2020 г.

"Кроткая" (1969)

Оригинал взят у nicolaitroitsky в Une femme douce. "Кроткая"
Режиссер Робер Брессон. Якобы по рассказу Достоевского, и сюжет сохранен до деталей, даже цитата из Фауста при первом знакомстве двух действующих лиц, но это совсем отдельное, самостоятельное произведение. Вот так Куросава снял свой гениальный фильм "Идиот", тоже по Достоевскому, с сохранением сюжета, но всё перенесено на японскую почву. То же самое совершил Брессон. 

Он не просто перенёс действие в современную фильму Францию, точнее, в Париж 1969 года. Он сотворил свою драму на чисто французском материале, конгениальную Достоевскому. Прежде всего, главная героиня - Она, прекрасная Доминик Санда (это был ее дебют в кино), и она отнюдь не кроткая! И в названии фильма совсем другое слово - douce, то есть, "нежная". Но ни капли кротости нет в этой очаровательной девушке, она именно нежная, а еще эротичная, что весьма важно в фильме, при этом гордая до изнеможения, как, впрочем, и у Достоевского. По духу и мировосприятию - "дальняя родственница" Настасьи Филипповны. И именно гордость вынуждает ее покончить с собой. 

Герой не похож на "человека из подполья", это молодой привлекательный парень, даже, можно сказать, красавчик (совершенно неведомый актер Ги Франген, о котором даже французская википедия ничего не знает). Благополучный и эгоистичный, абсолютно без садистских наклонностей, искренне любит эту гордую девушку и не понимает, чего ей надо и почему она предпочла смерть. Герой Достоевского - понимал. Но в этом фильме Он - фигура второго плана, Доминик Санда отодвинула этого заурядного парня, бывшего банковского клерка, на второй план. 

Короче и попросту говоря, получилась отличная вариация на тему Достоевского, еще раз показывающая всемирное, всеобщее значение этого русского писателя, произведения которого можно без усилий - но при необходимом таланте и вкусе - перенести в мир любой национальной культуры, что делалось не раз. Во всяком случае, в кино ни одному отечественному художнику не удалось создать нечто равное по глубине проникновения фильмам Куросавы и Брессона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.