«Гаррисон Бержерон» – фантастическая драма канадского режиссёра Брюса Питтмана (сериалы «Строго на юг», «Охотники за древностями»), снятая по рассказу Курта Воннегута. По мнению Стивена Кинга, это лучшая экранизация прозы писателя. Одна из лучших антиутопий + сатира о будущем, где все равны.
Фильм не для любителей динамики и цифровых технологий в кино. Это вдумчивая фантастика. Да и для семейного просмотра не рекомендуем: деткам всё же рановато смотреть кино об «усреднении» мозга. Да, идея не нова: «равный» – не значит «одинаковый». Но фильм хорош не только тем, что напоминает об этом. В нём – своя атмосфера 50-х, отличная актёрская игра, напряжение, неповторимый фантастический сеттинг и очень неожиданная концовка. В общем, отличное кино про счастливое неведение в обществе повальной тоталитарной тупости и серости.
Воннегут написал свою антиутопию через 40 лет после «Мы» Замятина. Это, по сути, всё тот же месседж – о контроле над обществом, но под другим, оригинальным соусом. «Гаррисон Бержерон» – лента 1995 года, и вышла она на экраны задолго до «Эквилибриума», «Равных» и уж тем более «Чёрного зеркала».
Итак, добро пожаловать в 2053 год – новую Америку равных возможностей. В усреднённом обществе американцы носят спецобручи (гандикапы), которые замедляют мышление, упрощают его, т.е. отупляют. Только вот Гаррисону не повезло – он родился с очень высоким IQ, поэтому парню требуется вмешательство. Когда его «вылечат», Бержерона ждёт жена (которую ему уже нашли), хорошая работа. Но вместо коррекции его ждёт открытие – оказывается, этим обществом управляют те, кто может себе позволить быть умным.
Администраторам доступны запрещённые книги, фильмы и т.д. Национальный административный центр следит за уровнем обычности. И Гаррисон может стать частью засекреченной службы, но ему придётся отказаться от своей семьи и увидеть, как изнутри работает эта машина всеобщей благости. Что же он выберет – мозг, работающий на 100%, жизнь на полную катушку, но в тени, или же «стирающий» укол, почти как в фильме «Люди в чёрном», и тогда он снова вернётся в прежнюю жизнь с электрическим регулятором на голове.
Отличная литературная основа. Особенно порадовали дома терпимости для умных – с интеллектуальным спаррингом. Где красивые девушки, к примеру, в шахматной игре, выявляют претендентов на роль новых администраторов. Всякие там комитет цензуры, департамент экономического сдерживания тоже хороши. Роль ТВ в этом «обществе коррекции». Ну и рандомный выбор (генератор случайных чисел) марионеточных президентов и губернаторов. Для 1995 года – более чем впечатляет. В фильме совсем нет спецэффектов, и 25 лет спустя это выглядит вполне свежо и интересно. Прошло уже четверть века, а фильм всё также актуален, как, собственно, и тексты великого Воннегута.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.