понедельник, 23 ноября 2020 г.

"Бирюк" (1977)

Баре липовые - мужики дубовые 

Это у них там, в цивилизациях, всё линейно и поступательно - от "Хижины дяди Тома" до Барака Обамы, и дальше, вроде как, некуда, поэтому, вероятно, им всем там скоро и наступит гитлеркапут, у нас же от века палиндром "барин и раб" вертится и так и этак, и на том стоим. Современники Тургенева боролись с крепостничеством, нынешняя прогрессивная общественность ратует за ограничения в гражданских правах "быдлоэлектората", а вот в советскую эпоху тема эта разрабатывалась обильно, да, но слишком очевидно подневольно, без драйва, без страсти, а потому малоубедительно. Антикрепостнический пафос вводили и прививали в школе, как картошку при Екатерине, однако профессиональные читатели (к числу которых, несоменно, относились и допущенные к телу Великой Русской Литературы кинорежиссеры) не слышали в нем глагола, призванного жечь сердца людей. Двадцать с лишком советских экранизаций Тургенева чуть более чем полностью посвящены смакованию прелестей усадебного быта, где дом с беседкой, и роман с соседкой, и прогулки с ракеткой, рампеткой, левреткой, гризеткой, и кудри, и бачки, и атлас, и кисея - и все это на фоне неопрятностью своею мозолящего глаз человеческого перегноя. А потом старшее поколение удивляется, на каком материале так буйно взошли Божены Рынски. Да вот на этом на самом, погрязшем в кринолинах, манишках и прочем дизабилье, тогда как чудище все ещё было живо - обло, озорно, стозевно и лаяй. 
Единственным исключением в ряду эстетических кунстштюков разной степени пофигизма по отношению к тургеневской проблематике стал "Бирюк" Романа Балаяна. Этот фильм ныне совсем забыт, а в свое время он был номинирован на "Золотого медведя" Берлинале и проиграл одним лишь голосом "Давиду" Лилиенталя, имевшему, на минуточку, в своем арсенале ещё свежую, ещё не заляпанную грязными руками тему Холокоста. Балаян работал тогда в Киеве, на провинциальной даже по республиканским меркам киностудии Довженко ("Чинечитта" Украины располагалась, конечно, в Одессе), однако это, похоже, пошло ему на пользу - в том смысле, что чисто географически не позволило влиться в стадо отечественных деятелей культуры, со времен Радищева знавших единственный маршрут - путешествие из Петербурга в Москву. Авторитеты не довлели над Балаяном ежедневно, ежетрамвайно, ежесобутыльно - тем лучше он постиг "азы самых первых, звериных истин", а именно вычитал из текста Тургенева собственно Тургенева. Писателя, шедшего по жизни в двух ипостасях - богатого русского барина в Париже и крепкого русского помещика у себя дома, и в обеих реализовавшегося par excellence, то есть никогда не бывшего в Европах - лизоблюдом, а на родной земле - дачником. В отличие, замечу в скобках, от. У Балаяна барские буколические плезиры даны эпизодом, в котором сама живописность завтрака на траве - функциональна, ибо подчеркивает неумолимую логику связки всех "ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови". Поскольку у Балаяна тот, кто праздно болтает, и обагряет. Именно потому, что праздно болтает. 

Оператор Калюта намеренно не фиксирует лиц заезжей барской кавалькады, оставляя некое общее, неприятно-липкое впечатление жантильства, политесов, папильонства, бессмысленного французского чириканья, невыносимой легкости бытия. Убийственной легкости. Поскольку один из этих "лишних людей" случайно, походя, не прерывая милейшего small-talk'а с дамой, - убивает человека. Человека сильного, доброго, нежного - и нужного, жизненно необходимого своим крохам-сиротинкам. Человека, каждый миг жизни которого - одухотворен и осмыслен. И - озвучен, но не собственным пустозвонством (Бирюк малословен), а шумами сердца и природы. Вообще удивительно, насколько мощно и тонко Балаян - лучший, наверное, слухач отечественного кино - подхватывает и неожиданно для нас, нынешних, интерпретирует один из самых ярких тургеневских символов - немоту крепостного раба (здесь отсылка, конечно, к дворнику Герасиму равно как и к позднейшей подловатой либеральной речевке "Рабы-немы!"). Ведь немота Бирюка - от избыточности человеческого голоса в мире звуков Божьих, жужжания сотен насекомых, криков сотен птиц, жалобного писка попавшего в силок зайчишки, шелеста листьев, шуршания капель дождя, бормотания самого леса, который, согласно родной Тургеневу, орловской крестьянской присказке - в небо дыра. Немота Бирюка - ещё и сродни апостольскому "кому повем печаль мою". Он нем, потому что мир, равно горний и долинный, к его несчастью - глух. А кто нем, тот безответен.

Безответность чаще всего вменяется в вину народу нынешними социал-дарвинистами (коих в среде рукопожатных - двенадцать на дюжину). "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!" (остальных, стало быть, можно порабощать и сокращать по своему усмотрению). Бывает, что цитируют и не из Гёте: "Быдло это то, что остается от человека, если у него нет воли и желания решать за себя." Показательно, что те же люди восторженно рукоплещут финалу "Собачьего сердца", в котором быдло именно что лишают возможности решить за себя, насильственно возвращая его в бессловесное состояние. И нужды нет, что теперь и Балаян рукопожат и рукоположен. "Бирюк" - свидетельство того, что некогда и он прозревал иное, предпочитая задумчивую тишину напористому стрекоту, кроткую простоту хитрому себе на уме, нежную глубину таранному жезнелюбию. Веря в народ, который, согласно одному из рукопожатных же, "есть некий интеграл отдельных личностей, которых Бог не зря собрал в таком количестве".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.