Оригинал (отредактированный) взят у Alexis S. Rosovezki в Русский народный истерн
В основе истории, рассказанной в «Доме», лежит злободневная сенсация: расстрел большой семьи в станице Кущевская. Но на фоне других злободневных и талантливых фильмов 2011 года – «Елены» и «Мишени», сконструированных с холодной безупречностью, «Дом» взывает к эмоциям, а не рассудку и эрудиции. Это такой себе русский народный фильм, с непосредственной искренностью балансирующий на грани лубка. Несмотря на то, что этот фильм сам по себе – одна большая метафора, все морально-этические проблемы этой истории также проговариваются отчетливо и доходчиво, прямо в лоб. Но кстати, заметьте, что Погодин показал хороший вкус: жестокость в фильме не зашкаливает в трэш, а нагнетание эмоций не перерастает в дурную мелодраму.
Если при СССР русское народное кино снимали режиссеры наподобие Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая, то в наше время функции такого кино выполняют телесериалы. То есть не авторская, а максимально стандартизированная кинопродукция. Пощелкайте в соответствующее время суток по телеканалам: «картинку» не отличить, как, собственно, везде вы увидите одинаковые декорации, актеров и диалоги. Но Олег Погодин заведомо поставил свою картину как добротный многосерийный фильм. На это указывают и единство времени и действия – большой дом в степи, и разветвленные истории его обитателей, и доходчивая образность, которую поймет даже самый неискушенный зритель, и узнаваемые образы.
Например, Ступка играет патриархального отца семейства из «Своих», Зайченко – агрессивного резонёра из народа, каким запомнили актера по «Такси-блюзу», Добронравов – трудного подростка из «Возвращения», а Полухин – бригадира из «Чужой». При этом сценарий очень плотный и очень крепкий, с кучей неожиданных деталей и шикарным финальным твистом: динамит, хранящийся под кроватью, вполне прогнозируемо в итоге взорвется. Но что случится потом – предсказать непросто.
Наконец, Погодин сделал форменный прорыв в жанре. Фактически, «Дом» - это российский вестерн нового поколения. В отличие от истерна, сконструированного Мотылем и Михалковым на основе хорошо выученных уроков Стерджеса и Леоне, Погодин заложил основу сазерна (от South), в котором куда сильнее ощущается традиция романов Фолкнера, нежели картин корифеев жанра вестерн. Буду очень удивлен, если в ближайшее время не появятся подражания. Все предпосылки для этого есть: степные пейзажи, которые здорово напоминают пейзажи вестернов, а горячий южный характер располагает к экранному насилию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.