среда, 18 ноября 2020 г.

"Одинокий голос человека" (1978)

Оригинал взят у Dmitry Vilchik в (без темы)
Некрасивые лица. Тусклый видеоряд. Полное отсутствие какого бы то ни было энтузиазма и/или огня в глазах героев. Невнятные речи… И хотя действие протекает в Советской России, а на экране – сплошь «социально близкие» персонажи, ввести в заблуждение советских киночиновников, разумеется, не удалось: фильм абсолютно несоветский! Что-то элитарное, помноженное на гнилой «общечеловеческий» (читай – внеклассовый!) гуманизм – такой кинематограф нам не нужен! В общем, "упадочный стиль"! Но фильм, тем не менее, выжил… Прекрасный фильм. 
- Что я теперь буду делать?
 - Теперь я с вами буду жить. 
- А вы что будете делать? 
- Я ничего не буду. Мы с вами обыкновенно будем жить. Чтобы вы не мучились. 

Смотрел – и поражался. Как ТАКОЙ фильм мог быть снят в СССР в 1978 году? Потом зашел в Википедию – и удивления сильно поубавилось. Вот, что там написано. «Фильм был снят на учебной студии ВГИКа и приговорён руководством института к уничтожению. Только подмена плёнки и её тайный вынос оператором Юриздицким из фильмохранилища ВГИКа спасли фильм, который в итоге вышел на экраны только спустя десять лет после съёмок». Ну, тогда все понятно… 
- Вы теперь не забудете меня? 
- Нет. Мне больше некого помнить. 
Робер Брессон, Александр Довженко, Дзига Вертов и, конечно, Андрей Тарковский (при восстановлении картины появилось посвящение ее А.А. Тарковскому за поддержку и помощь в ее создании). Тени этих великих мастеров встают перед нами… 

- Я вам тут покушать принес... Вот, съешьте, пожалуйста. 

Не смотреть, а всматриваться. Не слушать, а вслушиваться. Пожалуй, именно этого требует от зрителя «Одинокий голос…». (К сожалению, зачастую это требование продиктовано неважным качеством звука, да и изображения тоже). Суровая простота. Потрясающий видеоряд - поэтическая скудость изображения завораживает. Мудрая наивность текста. Прекрасная музыка. И - глубокий гуманизм… 
- Тебе хорошо говорить. А рожать-то мне придется. 
- Плохо будет? Не рожай, не мучайся… 

Рассуждения о смерти... «Пожить в смерти» хочет один из героев фильма. Нет, я не все понял в картине. Хотя бы из-за низкого качества звука. Но даже в таком, «не вполне понятном», виде фильм производит сильнейшее впечатление. 

- Люди умирают, потому что они одни и некому их любить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.