четверг, 5 ноября 2020 г.

"Беспечный ездок" (1969)

Оригинал взят у dm_bondarenko в "Easy Rider" (1969)


В Декларации независимости США написано: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Поэтому тематика личной свободы является одной из основ функционирования США. С другой стороны, США – очень пуританская страна, поэтому в течение долгого времени там царствовала очень ханжеская мораль. 

В конце 1960х годов в сознании США произошел коренной сдвиг, включая широко известную Сексуальную революцию. Молодые люди начали основывать коммуны, где практиковалась свободная любовь и эксперименты с наркотиками. «Беспечный ездок» рассказывает историю двух друзей-мотоциклистов – Билли и Капитана Америки, - едущих через всю Америку на новоорлеанский фестиваль Mardi Gras. 

Путь друзей пролегает через Юг США, где, по соседству с реднеками, возникает альтернативная культура, включая упоминавшиеся коммуны. Режиссер не показывает коммуну хиппи, как общество обкурившихся студентов, убежавших от мамочки с папочкой, а как сообщество людей, пытающихся жить по-новому. У них не получается выращивать пищу, но они стараются и это заслуживает уважения. 


При этом, несмотря на революцию в американских мегаполисах, американская глубинка, куда переезжали хиппи в «попытке слиться с природой» оставалась зашоренной. Для них любой с человек со стрижкой, отличной от полубокса – враг, подлежащий уничтожению. Это «великое молчаливое большинство» ненавидит соседнюю альтернативную культуру и всячески стремится ее уничтожить. 

В этом они следуют типичной норме поведения несвободных людей, ненавидящих любых людей, смеющих думать отлично от них. В чем же в первую очередь заключается свобода? Свобода заключается в возможности думать вне штампов, принять чужую точку зрения и никогда не думать о человеке, только исходя из его внешнего вида. Как ни парадоксально, если брать упоминавшийся текст Декларации независимости США, главные герои и иные деятели альтернативной культуры живут по-американски, потому что они просто хотят обрести свою личную свободу и счастье и не пытаются кого-то насильно приобщить к ней, в отличие от реднеков. 


Еще одним безусловным преимуществом «Беспечного ездока» является широкое использование режиссером непрофессиональных актеров. Он просто берет и снимает лица обычных хиппи, южных девушек и фермеров, что придает фильму ощущение реальности. Также, меня чаще всего раздражает рваный монтаж, но в этот режиссер применил его умело и поэтому некоторые части фильма начинают напоминать ЛСД-трип – еще один неотъемлемый символ той эпохи. 

«Беспечный ездок» - отличный портрет изменений, происходящих в США конца 1960х годов. Семь лет назад я смотрел его ради старой рок-музыки и получил колоссальное удовольствие, а сейчас я смог понять ряд его смыслов и получил еще более колоссальное удовольствие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.