Оригинал взят у altereos в Любовь / L' Amore (Роберто Росселлини, 1948)
Кинопоиск
"Любовь" не входит в число самых известных шедевров Росселлини и не является 100-процентным образцом неореализма. Состоит из двух новелл, из которых в полной мере неореалистичной является вторая, первая же - скорее "театр одного актера". Название "Любовь" мне кажется не очень удачным - для обеих историй подошло бы название "Одержимость", но в 1943 у Висконти вышел фильм с таким названием (еще один из течения неореализма).
Самое лучшее, что есть в "L'Amore" - это великая итальянская актриса Анна Маньяни. Между двумя новеллами мы увидим титр, посвященный ей персонально. Больше подобного нигде не припомню. Талант у Маньяни действительно выдающийся, и "Любовь" лишний раз это подтверждает. Думаю, с другой актрисой это был бы абсолютно проходной фильм, интересный лишь историкам кино и фанатам неореализма.
Первая новелла - "Человеческий голос", по пьесе Жана Кокто. Это "театр одного актера", точнее, актрисы: в кадре только Маньяни и больше никого. Главная героиня полчаса общается по телефону с мужчиной, который ее бросил. Внешние признаки стиля неореализма здесь отсутствуют: мы видим совсем не бедную квартиру (видимо, того самого мужчины), женщина не кажется представительницей социальных низов. В общем, типичная история расставания, наполненная итальянской импульсивностью. Такая история могла произойти в любом месте и в любое время (конечно, после изобретения телефона). Но я бы не спешил вычеркивать новеллу из списка неореалистических работ.
Если внимательно выслушать эмоционально-взрывной монолог Маньяни, можно домыслить некоторые факты из судьбы героини. Женщине около 40 лет, ее бросает мужчина (судя по всему, успешный, состоятельный) - легко предположить, что это был ее последний шанс на официальный брак. Дальше будет одиночество, может быть, с короткими случайными связями. Возможно, станет проституткой - надо же как-то себя обеспечивать в отсутствие покровителей. Что еще важно: несколько лет назад кончилась Вторая Мировая война, во время которой героиня Маньяни наверняка потеряла мужа, детей (которые в начале 1940-х могли уже иметь призывной возраст). И вот она осталась абсолютно одна. И ее бросают... Вряд ли она любит (в романтическом смысле) того мужчину - она испытывает одержимость, сильную эмоциональную зависимость от него, подпитанную страхом одиночества.
Примерно так я домыслил судьбу героини и вдруг осознал, кого она мне напоминает - пазолиниевскую Маму Рому! Тоже в исполнении Анны Маньяни! "Мама Рома" - хоть и из позднего неореализма, но по духу очень хорошо соответствует этому кинонаправлению. Маньяни из новеллы "Человеческий голос" - в какой-то степени прообраз несчастной женщины Мамы Ромы, а вымышленная мною биография вполне тянет на историю в духе неореализма. Поэтому хочется назвать первую часть "L'Amore" "скрытым неореализмом". В таком контексте данная новелла - редкое, необычное ответвление от классического итальянского неореализма.
Вторая новелла - "Чудо", по сценарию Федерико Феллини, который появляется здесь в роди бродяги. Этот фильм имеет все признаки неореализма: натурные съемки, бытовуха, бедность, тема "маленького человека", социальная несправедливость (жестокое отношение жителей городка к "деревенской дурочке"), использование непрофессиональных актеров.
История трагическая: жила-была в деревне женщина Наннина, нищая, бездомная, немного глуповатая, не от мира сего. Для пропитания берется за любую мелкую работу, выполняя услуги для местных жителей (воды принести, за детьми присмотреть). Внезапно обнаруживается, что Наннина забеременела - по ее убеждению, от непорочного зачатия. Жители городка над ней смеются, издеваются, Наннина убегает в горный монастырь за божественной помощью. Монастырь опустел, видимо, во время войны - божественный дух покинул это проклятое место...
Название новеллы "Чудо" иронично указывает на "непорочное зачатие" и на желание юродивой Наннины чудесным образом встретиться с Иисусом. Героиня Маньяни одержима верой в то, что христианские святые живут где-то рядом и готовы ее защитить от злых людей. Название фильма "Любовь" опять же, как мне кажется, некорректно отражает то, что чувствует женщина.
"Любовь" (L'Amore) - это любовь Росселлини к таланту Анны Маньяни (она снималась у режиссера также в "Рим - открытый город"). Пока не буду спешить с выводами (надо почитать все отзывы для кинорулетки), но рискну предположить, что именно Анна Маньяни из всех профессиональных актеров и актрис лучше и ярче всех выразила дух итальянского неореализма.
Кинопоиск
"Любовь" не входит в число самых известных шедевров Росселлини и не является 100-процентным образцом неореализма. Состоит из двух новелл, из которых в полной мере неореалистичной является вторая, первая же - скорее "театр одного актера". Название "Любовь" мне кажется не очень удачным - для обеих историй подошло бы название "Одержимость", но в 1943 у Висконти вышел фильм с таким названием (еще один из течения неореализма).
Самое лучшее, что есть в "L'Amore" - это великая итальянская актриса Анна Маньяни. Между двумя новеллами мы увидим титр, посвященный ей персонально. Больше подобного нигде не припомню. Талант у Маньяни действительно выдающийся, и "Любовь" лишний раз это подтверждает. Думаю, с другой актрисой это был бы абсолютно проходной фильм, интересный лишь историкам кино и фанатам неореализма.
Первая новелла - "Человеческий голос", по пьесе Жана Кокто. Это "театр одного актера", точнее, актрисы: в кадре только Маньяни и больше никого. Главная героиня полчаса общается по телефону с мужчиной, который ее бросил. Внешние признаки стиля неореализма здесь отсутствуют: мы видим совсем не бедную квартиру (видимо, того самого мужчины), женщина не кажется представительницей социальных низов. В общем, типичная история расставания, наполненная итальянской импульсивностью. Такая история могла произойти в любом месте и в любое время (конечно, после изобретения телефона). Но я бы не спешил вычеркивать новеллу из списка неореалистических работ.
Если внимательно выслушать эмоционально-взрывной монолог Маньяни, можно домыслить некоторые факты из судьбы героини. Женщине около 40 лет, ее бросает мужчина (судя по всему, успешный, состоятельный) - легко предположить, что это был ее последний шанс на официальный брак. Дальше будет одиночество, может быть, с короткими случайными связями. Возможно, станет проституткой - надо же как-то себя обеспечивать в отсутствие покровителей. Что еще важно: несколько лет назад кончилась Вторая Мировая война, во время которой героиня Маньяни наверняка потеряла мужа, детей (которые в начале 1940-х могли уже иметь призывной возраст). И вот она осталась абсолютно одна. И ее бросают... Вряд ли она любит (в романтическом смысле) того мужчину - она испытывает одержимость, сильную эмоциональную зависимость от него, подпитанную страхом одиночества.
Примерно так я домыслил судьбу героини и вдруг осознал, кого она мне напоминает - пазолиниевскую Маму Рому! Тоже в исполнении Анны Маньяни! "Мама Рома" - хоть и из позднего неореализма, но по духу очень хорошо соответствует этому кинонаправлению. Маньяни из новеллы "Человеческий голос" - в какой-то степени прообраз несчастной женщины Мамы Ромы, а вымышленная мною биография вполне тянет на историю в духе неореализма. Поэтому хочется назвать первую часть "L'Amore" "скрытым неореализмом". В таком контексте данная новелла - редкое, необычное ответвление от классического итальянского неореализма.
Вторая новелла - "Чудо", по сценарию Федерико Феллини, который появляется здесь в роди бродяги. Этот фильм имеет все признаки неореализма: натурные съемки, бытовуха, бедность, тема "маленького человека", социальная несправедливость (жестокое отношение жителей городка к "деревенской дурочке"), использование непрофессиональных актеров.
История трагическая: жила-была в деревне женщина Наннина, нищая, бездомная, немного глуповатая, не от мира сего. Для пропитания берется за любую мелкую работу, выполняя услуги для местных жителей (воды принести, за детьми присмотреть). Внезапно обнаруживается, что Наннина забеременела - по ее убеждению, от непорочного зачатия. Жители городка над ней смеются, издеваются, Наннина убегает в горный монастырь за божественной помощью. Монастырь опустел, видимо, во время войны - божественный дух покинул это проклятое место...
Название новеллы "Чудо" иронично указывает на "непорочное зачатие" и на желание юродивой Наннины чудесным образом встретиться с Иисусом. Героиня Маньяни одержима верой в то, что христианские святые живут где-то рядом и готовы ее защитить от злых людей. Название фильма "Любовь" опять же, как мне кажется, некорректно отражает то, что чувствует женщина.
"Любовь" (L'Amore) - это любовь Росселлини к таланту Анны Маньяни (она снималась у режиссера также в "Рим - открытый город"). Пока не буду спешить с выводами (надо почитать все отзывы для кинорулетки), но рискну предположить, что именно Анна Маньяни из всех профессиональных актеров и актрис лучше и ярче всех выразила дух итальянского неореализма.
какая беспомощная, но с претензией рецензия
ОтветитьУдалитьПрофессионализм - не самое ценное качество местных рецензентов. Намного важнее личное мнение автора об увиденном на экране.
Удалитьсамо собой, я вовсе и не имела в виду непрофессионализм.
Удалить