Оригинал взят у mr_henry_m в О «Восьмом классе» и «Дневнике пастыря»
Кинопоиск
Есть такое ощущение, что фильмы о священниках сами по себе становятся поводом снять нечто более основательное и серьёзное. «Дневник пастыря», начинающийся как суровая реалистичная драма, успеет удивить, как минимум, дважды, сменив угол зрения в отношении привычной, казалось бы, истории. Преподобный Толлер – уже немолодой, уставший и одолеваемый болезнями – тихо и отчаянно служит Творцу, имея маленький приход, популярный лишь среди туристов. Первая реформатская церковь помогает ему бороться с прошлым – где, кроме войны и смерти сына, не осталось ничего. Записи же в тетрадке – на ночь глядя и за стаканчиком виски – ещё один способ забыться и привести в порядок мысли, преисполненные, на его взгляд, гордыней. Так он и живёт, пока в один прекрасный день к нему не обращается женщина, переживающая за мужа, одержимого отчаянием. Толлер пытается поговорить с ним – но ни к чему хорошему это не приводит.
Ровный, протестантский по эстетике фильм Шредера варьируется от бергмановских мотивов до почти линчевской зловещести, выражающейся порой в характерных ракурсах и звуках. Первоначальный замысел постепенно расплывается, меняется, возвращается назад к реализму – и вновь нагоняет страху, объяснить и понять который довольно непросто. Кажется, что режиссёр начинает допускать вольности, играя темами и настроениями в ущерб общей гармоничности. И всё же ненарочитая серьёзность диалогов, нейтральность тонов и преимущественно статичная камера делают это кино правдивым, холодно-красивым – и немного странным, учитывая внезапный финал и выбивающуюся фантазию посередине. В любом случае, нечасто теперь встретишь подобную трезвость и спокойную сосредоточенность в выражении собственных идей, являющихся хотя бы не глупыми. Да и Итан Хоук молодец. Амплуа непривычное – но удачное безусловно.
Оригинал взят у Alexis S. Rosovezki в (без темы)
Я ждал этот фильм больше года – с тех пор, как стало известно о премьере «Первой реформатской церкви» на предпоследнем Венецианском фестивале, где он вполне ожидаемо шел вне конкурса. Еще бы: новый фильм Пола Шредера. Того самого, из плеяды гениев Нового Голливуда, который написал «Таксиста» и «Бешеного быка», главные фильмы Скорсезе семидесятых. И который сам поставил несколько запоминающихся картин.
В первую очередь, вспоминается жесткая, гиперреалистичная драма о рабочем профсоюзе «Синий воротничок», в которой Шредер (во время оно всегда державший у печатной машинки револьвер) внезапно выказал левые взгляды. А во-вторую очередь, полная противоположность «Синему воротничку» – невыносимо эстетский нео-нуар «Люди-кошки». От классического фильма ужасов Жака Турнера здесь остались только название и основная канва, но какое место в мифологии восьмидесятых занял этот фильм, не даст соврать Тарантино в «Бесславных ублюдках».
Вот так Шредера и шатало всю жизнь: от неореализма к манерности, от трэша к высокой драме. Сперва он адаптирует как сценарист «Последнее искушение Христа» Никоса Казандзакиса, а в другой раз ничтоже сумняшеся подписывается поставить приквел «Изгоняющего дьявола».
По забавному стечению обстоятельств, на русский язык название нового фильма Шредера перевели как «Дневник пастора». И личность, и кинематография постановщика «Дневника сельского священника» Робера Брессона всегда вызывали пристальный интерес Шредера-киноведа – он даже опубликовал в 1972 году объемный труд о Брессоне, Одзу и Дрейере под названием «Трансцедентальный стиль в кино».
Как и в фильме Брессона, Шредер рассказывает о священнике в небольшом городке, фактически деревне. Герой Итана Хоука точно также хворает и ведет дневник, и точно так же записи и размышления преподобного Толлера озвучиваются закадровым голосом. Собственно, Пол Шредер не был бы Полом Шредером, если бы не рассказал в одном из интервью, что «Первая реформатская» – всего лишь экранизация этой киноведческой работы.
Живой классик может дурачить журналистов, сколько ему угодно: «Первая реформатская церковь» – одновременно и дань любимому режиссеру, и полемика с ним, и самый личный фильм Пола Шредера, который на исходе карьеры вдруг решился на откровенный разговор о религии, о Боге, об утрате и обретении веры.
Дело в том, что у этого выходца из очень религиозной семьи кальвинистов с детства сложились непростые отношения с Создателем. Собственно, Пол оказался в кинопроизводстве из духа противоречия: в детстве отец запрещал ему и брату Леонарду (вместе они написали «Мисиму», «Синий воротничок» и «Якудзу») ходить в кино. И в том, что Шредер снимает в 70-летнем возрасте «Первую реформатскую церковь», видится некий итог.
Вполне ожидаемо, этот фильм стал одной из самых мощных режиссерских работ Шредера, где аскетичность его стиля достигает особой глубины. А неброская, но очень точная игра Итана Хоука («Гаттака», «Отрочество») и Аманды Сейфрид («Твин Пикс», «Лавлейс») добавляют почти гиперреалистическому стилю постановки не только документальной достоверности, но и человеческой теплоты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.