среда, 13 марта 2019 г.

"Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу" (1963)

Оригинал (отредактированный) взят у George Kostuzik в Про памятник эпохе от Стэнли Кубрика

Кинопоиск

В январе 1964 года Стэнли Кубрик презентует один из самых ярких антивоенных фильмов всех времён — «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Чтобы оценить всю смелость этого события, достаточно вспомнить, что с Карибского кризиса к тому моменту прошло чуть больше года. Цивилизованный мир, едва не поседевший от нечеловеческого напряжения в октябре 62-го, позволил, наконец, себе выдохнуть: необратимого столкновения не произошло. Пока.

Однако Холодная война вовсю продолжалась — как и гонка вооружений. И несмотря на некоторую разрядку, тотальный страх перед ядерным апокалипсисом так никуда и не делся — во всяком случае, по ту сторону Атлантики. Да уж, на месте Кубрика было очень трудно выбрать наименее подходящее время для своего фильма: ещё больше накалять атмосферу в и без того издёрганной тревожными ожиданиями стране — это даже по сегодняшним меркам как-то чересчур.

Но он всё продумал, знаете ли. Мрачный тон первоисточника («Доктор Стрейнджлав…» основан на романе Питера Джорджа «Красная тревога») Кубрик заменил на абсурд и откровенную сатиру. И в таком ключе его лента уже не выглядит троллингом всего человечества. Чёрт возьми, это вообще всё меняет, ведь со страхом может справиться только здоровый смех.

Вы только гляньте на этих дуболомов, что держат мир в страхе и вершат судьбы всего человечества. Сценарий Стэнли Кубрика и Терри Саузерна начисто лишает героев патриотизма и прочих высоких чувств, оставляя им лишь глупые мундиры да говорящие имена. Здесь нет ни одного по-настоящему положительного героя — в той или иной мере отвратительны даже те, кто ещё не до конца растерял остатки разума.

Таким персонажем для зрителя становится капитан Лайонел Мандрейк (в переводе «мандрагора»), который с самого начала подозревает, что у его начальника не всё в порядке с головой. Его роль в ленте Кубрика, пожалуй, самая любопытная: капитан — единственный, кто действительно пытается остановить ядерное безумие. К сожалению, трусость и нерешительность позволяют ему взяться за дело только после того, как минует опасность для его собственной жизни. Прямо беда с приоритетами, м?

Ну, нам-то жаловаться здесь не на что. Роль Мандрейка досталась великолепному Питеру Селлерсу — она, а с ней и ещё две. Селлерс играет также президента США и заглавного персонажа, доктора Стрейнджлава. И каждый герой так разительно отличается от двух других, что только ближе к концу к непосвящённому зрителю может прийти понимание, что это один и тот же актёр.

Интересно, что сам Стрейнджлав появляется лишь ближе к середине повествования — вот он, переломный момент. Этот персонаж Селлерса настолько одиозен и нелеп, что затмевает собой всех остальных местных безумцев. И теперь у зрителя не остаётся никаких сомнений: если уж дошло до такого, добром всё это явно не кончится. Быть беде. Отныне замысел Кубрика становится виден целиком: вот что ждёт планету, если она доверит сохранение мира военным.

В любой войне есть как минимум две противоборствующие стороны, так что от образа врага зрителю не уйти. Впрочем, «Доктор Стрейнджлав…» показывает противника довольно необычно для своего времени. СССР здесь совсем не демонизируется, и, если не считать мелких колкостей вроде неприятного посла и пьяного председателя Совета министров, в целом Союз выглядит куда более человечной державой, чем США. Например, местная оборонка отказалась от гонки вооружений, высвободив огромные средства, которые теперь можно потратить на благо народа. Правда, и здесь не без абсурда: вместо многочисленных ядерных ракет СССР вооружился одной Машиной Судного дня — бомбой, которая при срабатывании уничтожит всю Землю.

Эта деталь в итоге становится решающей и отлично показывает отношение Кубрика к ядерной гонке Холодной войны. Доктрина взаимного уничтожения, которая, по идее, должна худо-бедно оберегать обе стороны конфликта, может не сработать. Вместо этого всё решит человеческий фактор. И результат рискует оказаться фатальным: так случилось в «Докторе Стрейнджлаве…» — и кто поручится, что подобное не произойдёт в реальности?

Так что враг в фильме Стэнли Кубрика — вовсе не СССР. Враг — все власть имущие с обеих сторон, которые почему-то решили, что мира можно достичь только бряцанием оружия.

«Доктор Стрейнджлав…» длится чуть больше полутора часов — по современным меркам, это довольно скромный хронометраж. Впрочем, Кубрик прекрасно успевает донести свой посыл даже до не самого чуткого зрителя. Это всё же сатира, а она не такой уж тонкий инструмент; это не ирония, которую пришлось бы подавать куда более витиевато. Сатира груба и бьёт прямо в лоб — и в случае с фильмом о Холодной войне, снятом в самый разгар Холодной войны, по-другому, вероятно, нельзя.

Но что осталось нам, спустя полвека после премьеры? Можно ли извлечь какую-то пользу для себя, учитывая сегодняшние реалии? Что ж, нового прочтения фильм Кубрика, слава богу, не получил. На его примере по-прежнему можно и нужно показывать, как далеко всё могло зайти тогда, в 60-е. Как люди боялись не проснуться на следующее утро. Как вся планета лишь чудом не сгинула в одночасье в ядерной пыли.

«Доктор Стрейнджлав…» — памятник своей эпохе, его целевая аудитория осталась в 60-х. У него была великая миссия — любой ценой не допустить ядерной войны, — и похоже, он с ней справился. Сегодня это яркое и стильное напоминание о тревожном времени середины прошлого века, когда свихнувшийся мир едва сам себя не угробил.

Кому бы заплатить, чтобы так оно и осталось в дальнейшем.

6 комментариев:

  1. Стоун показывал этот фильм Путину. По телеку по крайней мере так сказали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сильно сомневаюсь, что от этого была какая-то польза. Американцы там, кстати, выглядят как раз такими, какими их описывал Задорнов - тупыми, что не могло не понравится Путину.

      Удалить
    2. у нас распространено убеждение что США не решится применить ядерное оружие, кроме как если не будет масштабной ядерной атаки по ним.
      Это убеждение среди людей, но возможно и у истеблишмента. И если это так то беда

      Удалить
    3. Да, я читал об этом у Пиантковского.

      Удалить
    4. мне об этом мои родственники говорят :(, которые совсем не фанатики.
      Вообще есть такая идея последней войны после которой будет вечный мир. Для людей которые войну не видели она притягательна. Но и среди тех кто видел есть те кому понравилось :) и они готовы вести других на убой

      Удалить
  2. есть такая комедия "Русские идут, русские идут" это 1966-й.
    Там надежда есть.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.