воскресенье, 24 марта 2019 г.

"Гибель богов" (1969)

Кинопоиск


Большое, но не очень дружное семейство фон Эссенбеков повелевает крупнейшими в Германии сталелитейными заводами. Последние годы, из-за экономического кризиса и политической неразберихи, дела у них шли ни шатко ни валко, но тут к власти приходит Гитлер — и все сразу понимают, что это всерьез и надолго, что грядет война — а война это миллиардные заказы для тяжелой металлургии. Половина фон Эссенбеков, впрочем, отчаянно ненавидит нацистов — настолько, что прямо готовы гордо разориться, лишь бы не сотрудничать. Но между ними уже тусуется ловкий красавчик-эсэсовец Ашенбах, формально — дальний родственник семьи, а на самом деле чуть ли не личный эмиссар Гитлера, которому хочется заполучить заводы. И вот в одну ночь непримиримый глава семьи застрелен из пистолета своего зятя, убежденного антифашиста: таким образом, две опасные фигуры оказываются смахнуты с доски, а фирма переходит в руки юного ставрогинца Мартина, за контроль над которым соревнуются СС (в лице Ашенбаха) и СА (в качестве его дяди Константина). Но уже грядет Ночь Длинных Ножей, и, в общем, ясно, кто победит в этой леденящей кровь и душу истории.


Вроде как этим фильмом Висконти открыл жанр «гламурного фашизма» - о том, как невыносимо клёвые сатанинские исчадия в черных мундирах творят страшные и безумно интересные дела — под аккомпанемент Вагнера и на фоне эпикурейских застолий и декадентских оргий. Меня эта тема никогда всерьез не привлекала, но все же для общего развития решил посмотреть первоисточник от тропмейкера. Честно говоря, всё это масштабное полотно — так себе кино. Во-первых, два с половиной часа смотреть на толпы каких-то ссорящихся представителей знати; на пьянки, «износы», групповухи и трагические содрогания; на властного манипулятора Ашенбаха, вечно маячащего в кадре с хитрой улыбкой шахматиста, осознавшего, что противник проглядел возможность поставить шах — откровенно скучно, и какого-либо большого искусства или хотя бы эстетства в этом нет.


Во-вторых, кино, по своему существу - бессовестная агитка от коммуниста, гомосексуалиста и аристократа направленная против нацистов, гетеросексуалов и плебеев. Своего рода SJW 70-х годов. Не выдерживает критики магистральная тема фильма — о том, как развращенные и выродившиеся дворяне без особой борьбы слили все что можно целеустремленным молодым людям в стильной черной униформе со свастиками. Может быть, 50 лет назад такая сказка еще и могла проканать, но сейчас уже ясно, что все было наоборот: статусные люди Германии обеспечили нацистам приход к власти для того, чтобы за каких-то 10 лет обогатиться на порядки порядков — и даже после проигранной войны не понести никакой ответственности, спихнув ее на простоватых гитлеровцев. Некий то ли советский, то ли американский обвинитель предложил вдобавок к руководству НСДАП посадить на скамью Нюрнберга германских индустриалистов и дворян — так получил такого пинчища, что отлетел сначала на 10 метров вверх, а потом погрузился на 3 метра вниз. Но я понимаю, коллективной центральноевропейской аристократии (немецкой, австрийской, венгерской, итальянской) надо было отмазаться от все громче звучавших обвинений в коллаборационизме — отсюда и оглушающая череда произведений о дьявольском хитроумии нацистов, с легкостью обводивших вокруг пальца носителей самых древних титулов... Хотя «коричневые» в реальности были не очень умными и образованными людьми, что исчерпывающе показывают их мемуары и речи.


Оттуда же проистекает навязчиво педалируемый мотив лютой предубежденности аристократов против нацизма, хотя — с чего бы? И те, и другие — предельные антисемиты и националисты, милитаристы и адепты госкапитализма, сторонники твердой власти и реванша. Ну, может только, всем этим князьям и баронам претило общение с беспородной швалью, пожирающих свинину с ножа и носящих галстуки на резинке — так это все можно было перетерпеть: демагогия и популизм стали одним из основных занятий высокородных политиков еще в XVII веке, активно заигрывавших не только с бюргерами (к которым и принадлежали нацисты), но и с крестьянами, и с промышленными работягами. На этом фоне мелочи, типа того, что нагрянувшие в Висзее суровые чернорубашечники со скучающим видом покрошили всех до единого коричневых (хотя реально убили человек 100 — по всей Германии — а остальные, отделавшись легким испугом, были переведены в другие силовые структуры) — уже даже не вызывают никакой реакции.


Поэтому, кинцо является сиюминутной агиткой, весьма лживой и небрежной. Снята эта агитка коряво и неинтересно — как бы для компенсации, режиссер нагнал жути, насовал в картину мерзостей, но поскольку главный замысел давно разгадан, мерзости совершенно не трогают, в голове крутится одна и та же мысль «всё с тобой понятно». Наверное, единственная страта, которой фильм может без дураков понравиться — это профессиональные критики, ведь для них написание платной рецензии на «Гибель богов» представляет собой эталонное упражнение в идиотском словоблудии: там уж можно вволю покуражиться, вворачивая психиатрические, мифологические и философские термины, почерпнутые из «Большого энциклопедического словаря» и в очередной раз выставить себя на посмешище как неисправимую образованщину.

8 комментариев:

  1. ну это сродни тезису что русской интеллигенции неа самом деле нравились большеики.
    И правда многие спокойно дожили до 1953 года. И даже были полезными.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я считаю, что оправдание "я просто занимался бизнесом" мало чем отличается от "я только выполнял приказы". Не может быть при таких режимах ни "просто", ни "только".

      Удалить
    2. у нас конечно не фашизм но Чичваркин который был видным проправительственным общественным деятелем 10 лет назад.
      Это не Ходорковский который был героем приватизации и у него все отняли те же кто ему все дали.
      Чичваркин создал свой бизнес с нуля. И что? :)

      Удалить
  2. "это масштабное полотно — так себе кино"

    Мне кажется, автор рецензии просто ничего не понял. Этот фильм именно о том, как и почему наследственная и промышленная аристократия Германии поддержала нацизм. И я не думаю, что его актуальность с тех пор сколько-нибудь уменьшилась.

    Хельмут Бергер сыграл в нем изумительно, как и Дирк Богард. (Последний, впрочем, еще лучше сыграл в "Ночном портье" - но там у него и роль более интересная).

    Мотив "гламура" нацизма кажется мне очень важным: если бы последний был однозначно омерзительным, надо полагать, поклонников у него нашлось бы гораздо меньше. А мы знаем, что их было много - и это не случайно. Гитлеру, несомненно, удалось попасть в некий архетипический нерв, и Висконти пытается понять, какой именно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тема ответственности целого народа или какой-то социальной группы обсуждается уже не первый раз и, возможно, мы тоже этим занимались. Можно, например, заявить, что российская интеллигенция поддержала Октябрьскую революцию. Да, те, кто не был расстрелян, сослан на философском пароходе или сам эмигрировал, поддержали.

      Удалить
  3. Ответственность - мне кажется, совсем другое. Висконти, по-моему, пытается понять привлекательность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С привлекательностью как раз все предельно ясно. Само название фильма обыгрывает ницшеанскую идею. В 20-м веке Смердяковы поднялись в полный рост.

      Удалить
  4. В рецензии на фильм "Дело Коллини" я узнал, что в 1968 году Бундестаг принял так называемый закон Дрейера, защищавший бывших нацистских преступников от дальнейшего преследования. В свете этой информации рассуждения автора этой рецензии выглядят вполне правдоподобно.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.