вторник, 5 марта 2019 г.

"Небо над Берлином" (1987)

Оригинал (отредактированный) взят у stranikmegzvezd в Небо над Берлином / Der Himmel über Berlin (1987)
Кинопоиск
Мимо этого фильма я пройти просто не мог. Золотая пальмовая ветвь за лучшую режиссуру 40-го кинофестиваля в Каннах, премия Bafta, Сезар и еще несколько других, а также знаменитый лейтенант Коломбо, то есть тьфу, Питер Фальк в довольно-таки значимой роли второго плана.
Берлин, город разделенный знаменитой стеной. Здесь рядом друг с другом соседствуют бетонные параллелепипеды новостроек и ветхие, почти до основания разрушенные постройки минувших лет. С одного из таких мест, со старой полуразрушенной колокольни смотрит на город ангел Дамиэль. Наверху, над ним небеса, место, где с начала времен и до конца дней покой, а под небесами толчея, суета и бесконечный людской гомон.

При ближайшем рассмотрении хаос толпы распадается и мы видим, что каждый человек живет своей жизнь.. Все чем-то заняты, чем-то озабочены, огорчены или наоборот обрадованы. Каждый думает о своем и всем по большому счету нет дел друг до друга.

Что могут ангелы в таком мире? Зачем они посланы сюда и чем занимаются, бодрствуя 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, всегда и вечно? Ангелы наблюдают. Их долг, кроме всего прочего, замечать вещи и моменты, которые вроде бы и не должны иметь никакого значения. Мелочи, глупости и чепуха. Но, возможно, именно в них и кроется суть земного бытия. Возможно, именно такие мелочи вместе с земной любовью могут привлечь бесплотное создание из вечности в смертный мир.

Последние строчки могут составить впечатление о фильме, как о мелодраме с философским уклоном, но уверяю, что два с лишним часа экранного времени наполнены гораздо бОльшим содержанием.
Две трети экранного времени "Небо над Берлином" снято в монохроме, через специальный фильтр. Причина проста - по задумке Вима Виндерса ангелы воспринимают мир именно так. С человеческой точки зрения это огромный недостаток, зато черно-белая картина мира дает небесным посланцам возможность лучше сконцентрироваться на своём предназначении, не отвлекаясь на игру красок где бы то ни было.

Также этот прием совершает маленькое чудо, позволяя экранному миру жить в настоящем, не оставляя прошлое. Всё, что уже минуло, обветшало, потеряло краски и казалось бы ушло, никуда не уходит, а продолжает существовать где-то рядом невидимым призраком, тревожа души людей, чувствующих себя чужими и потерянными при новых временах.

Кроме всего этого монохромная съемка добавляет немалый градус в фирменной для арт-хаус жанра атмосфере уныния и печали. Обычные слова вроде "серые будни" и "бесцветная жизнь" становятся здесь вполне вещественными. Весь город накрыт пеленой этого смога, сотворенного не заводскими трубами, а человеческими мыслями. Кажется, что серая реальность в этом фильме - не только демонстрация ангельского восприятия, но и та картина, которую люди видят каждый день даже не будучи дальтониками.

Погруженный в суету, обремененный почти неподъемными проблемами и неисправимыми трагедиями человек смотрит на мир и не видит его. Какая разница как сверкает Солнце в луже, если задержали и без того нищенскую зарплату? Какое может быть дело до прыгающего на одной ножке ребенка, если уволили с работы и теперь-то уж точно нечем будет выплачивать кредит за квартиру? Да и зачем вообще замечать бессмысленные мелочи, если ты уже взрослый, серьезный человек?

Вот и получается, что люди сами закрываются и отстраняются от того мира, в котором живут, от того мира, который сам по себе может стать разве что самую малость хуже рая. Этот мир сотворен для людей и своим разнообразием, своими красками и чувствами может соблазнить ангелов с небес, но...

- Это не дети, это взрослые мужчины и женщины.
- Телом возможно, но не разумом.
(с) Не из фильма

Взрослые дети живут на Земле. Взрослые дети создают общество, города и строят свои жизни, но при этом они забывают всё, что вокруг, всех, кто вокруг, и самих себя.

Но единство потеряно и каждый человек по своему одинок. Глядя на это небесному ангелу ничего не остается как спуститься вниз к земному "ангелу" со сломанными крыльями.
После этого можно до бесконечности раздумывать, рассуждать или спорить о том, что именно было основной и главной причиной пришествия, падения Дамиэля в мир людей. Хотел ли он превратиться из бесстрастного наблюдателя истории в непосредственного участника больших и малых событий? Возможно, весь смысл был в желании почувствовать полноту жизни в её человеческом восприятии?

Или главное здесь - смертная любовь к одинокой, потерявшей всё женщине? Если последнее, то фильм можно воспринять, как арт-хаус версию "Город ангелов". В любом случае я не хочу думать над однозначным ответом и не советую никому смотреть на этот фильм только с одной из сторон.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.