четверг, 21 марта 2019 г.

"Мертвая девочка" (2006)

Оригинал взят у jollyworkaholic в " Мертвая девочка"
Кинопоиск

"Мертвая девочка" - не тот фильм, который захочется посмотреть в хорошей компании друзей на диванчике и с пивом, и точно не зрелище для романтических посиделок. Наверное, это скорее повод для размышлений в одиночестве, когда остаешься один на один с собой.

И его тяжесть необходима и обоснована, в отличие от многих фильмов, где сильные изобразительные средства появляются на экране напрасно и не способны всколыхнуть зрителя. Я бы даже периодически показывала бы его по ТВ - это как экскурсия в судебный морг, кого-то кричащего о необходимости поубивать непохожих на него людей - может быть немного одернет и заставит задуматься о ценности человеческой жизни.

Главная героиня мертва. Это следует из названия и фильм безальтернативно начинается с обнаружения ее тела. И дальше режиссер Карен Монкрифф детально и очень выпукло показывает ту антологию ужаса и ад на земле, который ежедневно и трудолюбиво создают друг другу и себе разные люди. И этот кошмар - материальное отображение и воплощение того, что творится в их душах, реализация их представления об их жизни. Автор очень минималистична и точна: персонажи ненадолго появляются в поле зрения и сразу читаются, как очень узнаваемые, почти архетипичские образы. При просмотре не придется долго гадать, как у Линча - что значит лампа или телефон. В данном случае все внешнее не значит ничего - только то, как человек решил жить и к каким итогам он пришел. Будут им гордиться близкие, после его смерти, или испытают боль - что еще одна душа быстро пронеслась над миром, так и не познав его радости и утрачена навсегда.

Повествование разделено на пять новелл, иллюстрирующих разных героев и их жизненный выбор, То какой выход они нашли из постигшего их горя и, в конечном итоге, как примирились с этим миром. Мне кажется каждый зритель при просмотре по-своему будет трактовать - какие герои тут самые главные и кто из них нашел верный путь.

Тут и персонаж Невеста (Арден), которая бросает мать и всю прежнюю жизнь ради первого встречного мужчины. И Жена, которая в страхе перед одиночеством, готова примирится с любым, самым ужасающим злом и даже покрывать его. И светлые обездоленные дети, похожие на ангелов - Криста и Розетта, которые могли бы быть очень счастливы, а будут растоптаны этим миром. Мне узловыми показались образы Сестры (Лии) и матери (Мелори).

Лия - трезвый реалист, смотрит на мир без розовых очков и не подпитывает себя напрасными надеждами. И эта , казалось бы абсолютно адекватная позиция приводит к краху. Она не может поддержать мать, сама доживает, как смертельно больная. За этим больно наблюдать, поскольку героиня имеет все, что бы попытаться жить дальше, кроме желания. Неспособность доводов рассудка поднять человека из пучины тягостных переживаний часто приводят в своей аргументации различные религии и спорить с этим довольно сложно.

Ей противопоставляется деятельная натура Мелори, утратившей самое дорогое, что можно потерять в этой жизни, и постепенно узнающей, что в произошедшем есть доля ее вины. И утрата эта произошла самым ужасным способом: мучительная насильственная смерть, с которой невозможно примириться. Вопреки всему, она отправляется по миру искать правду. В этом, мне кажется, главный посыл фильма: как бы не был наивен и слеп человек, возможно прозрение и обретение нового смысла. И возможно, даже то, что у него осталось- кому-то еще очень нужно. И еще, история матери- чаще всего история ошибок и их осознания, даже если никакой катастрофы не произошло.

Еще одна мысль, вызванная уже образом Кристы - что никто не поможет человеку, который сам не хочет жить. Казалось бы все рядом: и мать готовая придти на помощь, и социальные институты развитой страны и есть ради кого жить. Но ни ребенок, не любимая - не меняют траектории гибельного пути. Глядя на ее лицо, становится ясно с первого кадра, что она не ищет спасения. Даже если бы с самого начала не появилось бы на экране изображение мертвого тела- финал этой короткой жизни очень предсказуем.

Безусловно, у этого фильма есть и неоспоримые художественные преимущества, я не утверждаю, что это аскетичное философское кино или социальная драма, которая не способна вызвать эстетического наслаждения. Прекрасен сценарий, и композиционно и по выразительным диалогам, отличная режиссура и операторская работа. И я думаю многих восхитит и тронет игра Британи Мерфи, после которой никого другого в этой роли и не представишь. Меня, конечно, больше восхитил мощный жизнеутверждающий посыл этого фильма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.