четверг, 14 марта 2019 г.

"Шантрапа" (2010)

Оригинал взят у Alexis S. Rosovezki в Автопортрет художника в старости

Кинопоиск

Отар Давидович Иоселиани снимает фильмы, как и полагается патриарху кино грузинского происхождения – с чувством и не торопясь, как будто застольную песню поет. А в застольной песне главное - это чувство, а не техника исполнения. Поэтому и получаются у Отара Давидовича Иоселиани фильмы, в которых снисхождение к зрителю и небрежность живого классика слишком уж режут глаза. А небрежность эта проявляется как в мелочах – например, анахронических деталях антуража, так и в целом: например, в пренебрежении драматургией как таковой.

Но когда ты уже смертельно устал смотреть, как лирический герой подкуривает очередную сигарету и наливает новый стакан (впрочем, в «Шантрапе» пьют прямо из бутылок), как Отар Давидович Иоселиани потчует вас эпизодом прекраснее некуда. Например, как престарелый дедушка берет «на Одессу» молодого шалопая, что повел себя не слишком почтительно. Вот я вспомнил сейчас этот эпизод и подумал, что о фильмах Отара Давидовича Иоселиани надо бы писать поаккуратнее. А то встретишь вдруг старика в Киеве, на «Молодости», представишься – и без долгих предисловий получишь этим могучим лбом винного мыслителя в переносицу.

Но я не погрешу против истины, если скажу, что начиная с «Фаворитов Луны», своего первого и лучшего иностранного фильма, Отар Давидович Иоселиани снимает один большой фильм в стиле Отара Давидовича Иоселиани. Единственная картина, стоящая особняком на этой улице – «Разбойники. Глава VII», заметно отличается чернейшим юмором, наиболее проработанной, насколько это возможно для Отара Давидовича Иоселиани, драматургией и – на удивление – четкой и жесткой гражданской позицией. (Но уже в следующей своей картине Отар Давидович Иоселиани вернулся к привычной иронической созерцательности.)

В «Шантрапе» точно также, несмотря на всю ностальгическую элегичность этой картины, апатичным героям некуда торопиться, характерам некуда развиваться, случайные, на первый взгляд, люди слоняются в кадре, пьют вино, курят бесконечные сигареты и произносят ничего не говорящие зрителю фразы.

Между тем, этот фильм в некотором роде автобиографический. В молодом грузинском режиссере, который вошел в эстетический конфликт с советским киноначальством, легко угадывается сам Отар Давидович Иоселиани. А в истории его трений с французскими продюсерами – перипетии создания «Фаворитов Луны». Но в отличие от других экранных автобиографий великих мастеров кино, фильм Отара Давидовича Иоселиани лишен глубины, философичности, страсти – наконец, талантливости классических фильмов в стиле «8 1/2».

А вот что Отару Давидовичу Иоселиани удалось в этом фильме лучше всего – так это блестящие автопародии. Кроме того, легкая самоирония содержится в самом названии фильма, которое созвучно французскому Chantera Pas– «не петь», что отсылает нас к классической картине Отара Давидовича Иоселиани «Жил певчий дрозд». В ней также показана трагикомедия творца – с той лишь разницей, что герой «…дрозда» композитор Гия в итоге так ничего и не создает.

3 комментария:

  1. Величая режиссера исключительно полным именем, автор рецензии демонстрирует свое неудовлетворение его творчеством. Я этого неудовлетворения не разделяю, но с замечанием рецензента, что Иоселиани все время снимает один и тот же фильм, я согласна - только не воспринимаю это как недостаток.

    Я далеко не сразу прониклась творчеством Иоселиани: несколько первых фильмов (не хронологически первых, а первых увиденных мною) оставили меня равнодушной; но потом я увидела "Листопад", и он меня покорил. "Листопад" и сейчас остается моим любимым фильмом этого режиссера; более того, он научил меня смотреть и последующие :)

    "Шантрапу" я видела, но, например, "Сады осенью" понравились мне больше. "Шантрапа" - это вариация на тему "Листопада", то есть, фильм о взрослении; "Сады" - фильм о старении; может, последнее для меня сейчас просто более актуально?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Листопад" и "Жил певчий дрозд" для меня являются по-настоящему талантливыми произведениями искусства, которые я могу пересматривать много раз. От "Дрозда" у меня остались светлые, но смутные воспоминания из детства, а "Листопад" я посмотрел не так давно. А насчет старения - сейчас вышел первый сезон "Метод Комински" с Майклом Дугласом в главной роли. Иногда мне кажется, что авторы перегибают палку с акцентированием внимания на медицинских проблемах героя, но вообще мне нравится их откровенность.

      Удалить
    2. Еще забыл добавить, что автор рецензии в личном сообщении сетовал на то, что написана она была давно и сегодня он написал бы по-другому.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.