пятница, 1 марта 2019 г.

"Дивергент" (2014)

Оригинал (отредактированный) взят у jacob_burns в Дивергент / Divergent (2014)

Кинопоиск

Общество после не пойми какого социального катаклизма избрало в качестве меры выживания запредельную специализацию - все жители поделились на фракции, скорее даже касты, потому что принадлежность к фракции определяет не только род деятельности, но и узконаправленное развитие личности.

Беатрис Прайор родилась в касте "отречения", абсолютные альтруисты, занимающиеся политикой, но душа звала ее к бесшабашным и веселым "бесстрашным", в касту воинов. Брат ее, что характерно, тоже пресытился альтруизмом, так что на распределении ушел к эрудитам, касте ученых, считавших в глубине души, что власть должна принадлежать им. Вскоре Беатрис понимает, что слишком хороша для фракции, и место ее в президиуме, то есть она - дивергент...

Ну как и всегда что-то мне понравилось, что-то нет. И, пожалуй, главное и почти единственное, что понравилось - это испытания главной героини и, самое главное, - экзистенциальный путь выхода из этих испытаний, который доступен ей именно потому, что она дивергент. К сожалению, именно эта линия никакого развития не получила.

Непонравившегося, увы гораздо больше. Прежде всего, это логические нестыковки, которых много и одна из них, к сожалению, очень важная и сюжетообразующая.
Первое - сама система фракций и дивергентов, точнее отбор во фракции. Как все это происходит? Сначала некий зловещий тест, который молодежь проходит исключительно для информации, потому что распределение по кастам идет абсолютно добровольно.

Более того, если распределение добровольное, откуда берутся все эти изгои, не попавшие ни в одну фракцию? Отметим, что отсев бесстрашных при обучении - это нововведение, об этом в фильме говорится четко. И вялая реакция того же Четыре и всех остальных в таком контексте изумляет - это не просто исключение из института или увольнение с работы. это исключение из системы, почти смертная казнь, такого масштаба решения должны приниматься по суду как минимум, а как максимум - для этого должны существовать внятные законы.

И если мы заговорили о законах, ни отречение ни справедливость - то есть власть и юстиция - никак себя не проявляют. Вообще никак. А между тем случается эдак незаметно военный переворот. И возникает вопрос, почему какая-то эрудиция смогла это провернуть и какие рычаги давления на полицию-армию у главных властных структур? И какая у власти реальная власть?

Идем дальше. Тесты принимает не какая-то комиссия из эрудитов или даже из представителей всех фракций, там сидит на приборах, простите, татуировщица из бесстрашных, которая по своей воле пишет резюме - опять же четко сказано, что хотя Беатрис сдала тест как дивергент, татушница написала ей в резюме "отречение". Их обоих после этого не расстреляли за сортиром, хотя тесты все были сразу изучены и героиня Уинслет об этом опять же вслух говорит.

И кстати, чтобы два раза не вставать, что за таутировщица из бесстрашных? Что у них там за социальное устройство? Где в этой системе сфера услуг? Где в конце концов пролетариат? Что за общество мы видим? С одной стороны оно явно индустриальное, судя по уровню компьютерной техники и фармакологии. Наука в лице эрудиции явно хлеб свой не даром ест, но чего стоит наука без промышленной базы. А между тем каста крестьян существует, каста рабочих отсутствует. И даже отщепенцы роются по помойкам, вместо того чтобы идти на завод или на поле. что было бы логично.

Итак, общество вроде бы индустриальное, но город страшно разрушен, бесстрашные ютятся в каком-то разрушенном небоскребе, заброшенное, никому не нужное метро, которое шляется себе по путям на автомате и используется явно только солдатней для тренинга. Все это следы разрухи. Правда, эрудиция сидит во вполне современном стеклянном домике этажей на триста, то есть логики особой в мироустройстве не наблюдается.

Отсюда вытекает следующий вопрос. Что произошло с этим миром, что там за странная стена посреди поля, которую вроде бы охраняют бесстрашные, но ни одного патруля в кадре не наблюдается. при том что стена-то прозрачная. Сквозь нее прекрасно видно то же самое чистое поле.

Вудли, на мой взгляд, играет очень слабо и что-то совсем другое. Я ни на секунду не верю в силу характера этой девочки. И в ее внутренний фан, который ее погнал в эту фракцию. Судя по выражению ее лица, она всегда всего боится и никогда не чувствует себя в своей тарелке. Ну разве что, когда она летела по тросу над городом. Но и там это радость, смешанная со страхом, обывателя, прыгнувшего с парашютом. Трис в исполнении Вудли всегда смотрится тепличным цветком, а не солдатом Джейн. Я думаю, что искали актрису, внешне похожую на героиню Голодных игр, но Шейлин Вудли ни разу не ДжейЛо младшая. В той внутрення сила была, в этой отсутствует.

Бюргер явно не справляется с материалом. Все-таки Дивергент - это боевик с довольно напряженным действием, с острым сюжетом. Но все решения режиссера и съемочной группы в целом каким-то образом лишают фильм внутренней силы.

Резюмирую. Проблема фильма не только и не столько в сценарных проколах, они, несмотря на все перечисленное, не столь уж существенны и больше связаны с не слишком удачным переложением литературной основы на киноязык. Сдается мне, что в книге (которую я не читал) есть ответы на большинство моих вопросов.

У Дивергента две беды - Шейлин Вудли и Нил Бюргер. Совместными усилиями они превращают остросюжетный фантастический боевик с элементами философии в вялый рассказ о приключениях напуганной девочки. И это исключительно вина съемочной группы, материал явно позволяет разгуляться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.