вторник, 26 марта 2019 г.

"С любимыми не расставайтесь" (1979)

Оригинал взят у shu_me_rka в С любимыми не расставайтесь. 1979 г.

Кинопоиск
Бывало у вас так, что вы оказываетесь в новом месте, предположим, оно вам нравится, а потом неожиданно приходит осознание того, что вы тут уже бывали, много лет назад. И не узнали, потому что в тот раз совсем по-другому восприняли эмоционально. И вот стоите вы, а в голове как будто две разные картинки. Они обе имеют место быть, просто это ощущения двух разных людей, юности и зрелости. У меня такое случилось с этим фильмом. Как я и думала, я смотрела его много лет назад, но совершенно не помнила своих впечатлений и сам фильм, спасибо моей девичьей памяти. А под конец я вспомнила. В том числе и то, что я подумала про картину, чем она мне не понравилась, что меня возмутило. Но об этом попозже.

Сюжет довольно прост и незамысловат. В самом начале фильма молодая супружеская пара разводится, а дальше показана их жизнь после развода. Он начинает встречаться с другой, она переезжает из их общей комнаты в общежитие и прекрасно проводит время, участвует в ансамбле, ездит на корпоративные выезды. Любопытный момент, что про самих героев нам практически ничего неизвестно. Ни история их знакомства, ни где и кем они работают. Очень часто в кино вставляют всю эту сопутствующую информацию, чтобы лучше раскрыть персонажей, либо флешбэками, либо в диалогах. В этот раз ничего подобного нет, тут вообще диалоги минималистичные, скупые на информацию. Все внимание сосредоточено на деталях, эмоциональном восприятии характеров.

Митя - его играет Абдулов, и в этом фильме он потрясающе органичен- средоточие эмоций. Он импульсивен, категоричен, вспыльчив, обидчив и агрессивен. Даже причиной развода стала его ревность к жене, когда она пошла с подругами на день рождения к знакомому и все остались с ночевой.

Катерина - абсолютный антипод своего супруга. Внешне спокойна, немногословна, горда, с чувством собственного достоинства, упряма, даже на суде не захотела признать, что ничего не было у нее с этим знакомым, поскольку это ниже ее достоинства.

Трагедия многих пар, любящих друг
друга. Неумение первым пойти на примирение, сделать шаг вперед, вопреки ревности, гордости, злости. Осознать, что важнее - любовь или собственное эго. Сколько людей расстались вот так, не сумев переступить через свои мнимые обиды, ради чего-то гораздо более глубокого, значимого и важного.

В этом фильме как раз такой случай. И удивительно простыми средствами показаны их эмоциональные переживания. Митя, в буквальном смысле, мечется как тигр в клетке, его разрывает от сменяющих друг друга эмоций, от ярости и бессилия, обиды и любви. Катерина рядом, но уже не его, это сводит с ума - и он направляет свой гнев на того, кого он считает причиной всех бед - знакомого, у которого она была на дне рождения. Катерина же наоборот, все держит в себе, но ее обида и возмущение глупым поведением мужа тоже ясно видны.

И в конце концов, все сдерживаемое прорывается наружу . У Мити - взрывом ярости к виновнику развода, а у Катерины - эмоциональным взрывом, когда уже невозможно все держать в себе и стараться быть сильной.

Очень сильная финальная сцена, она расставляет все по местам и убирает все сомнения в том, а есть ли любовь. С любимыми не расставайтесь - вот о чем этот фильм, а последний кадр совершенно очевидно иллюстрирует главную идею.

Поэтому мне было так удивительно вспомнить свои эмоции много лет назад от этой картины. Я была в недоумении и возмущении. Что за глупый фильм, вообще о чем он?? Муж явно самодур, жену не любит, раз сразу завел новую подружку, а жена весь фильм спокойная как танк, веселится с коллегами, да разве она так смогла бы, если б страдала от потери любимого человека? В те годы я не могла понять и принять тот факт, что ты можешь встречаться с кем-то еще, если твое сердце разбито, а ты в отчаянии.. что ты можешь смеяться, шутить и веселиться, когда внутри дыра, размером с сердце.. все это не было понятно юной девушке, которая делила все на белое и черное. А сейчас все ощущаеся по-другому. И многие моменты в фильме отдаются чувством узнавания, понимания и грусти.

Не могу не упомянуть и еще один момент. Многие критикуют качество фильма, пленки, цветовой гаммы, мол, низкобюджетное кино, снято дешево, но игра актеров спасает. Хочу заступиться. Как раз цветовая гамма, шумы, блестящая операторская работа - все это идеально подходит к сюжету и атмосфере картины. Львиная доля общего настроения принадлежит как раз оператору и интересным раскадровкам, особенно хороши съемки в камерных пространствах. А вкупе с диалогами, стилистикой, сюжетом, характерами и поведением главных героев, фильм для меня становится в один ряд с лучшими примерами европейского артхаусного кино того времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.