суббота, 9 декабря 2017 г.

"Мой друг Иван Лапшин" (1984)

Оригинал взят у richteur в Мой друг Иван Лапшин, 1984

Кинопоиск

Стыдно сказать, первый фильм Германа, увиденный мною после отвратительного «Трудно быть богом». И очень похож на него стилистически! Главный герой — тоже благородный мент, тоже живет в каком-то безумном обществе психопатов и чепушил, тоже отрекается от личной жизни ради служения бессмысленной идее, и снято все на ту же дешевейшую черно-белую пленку. Между тем, кино выгодно отличается от псевдо-экранизации Стругацких. Во-первых, тут практически нет шок-контента, никто не потчует зрителя жирными голыми телесами, никто не вспарывает друг другу животы и не обмазывается калом и кровью. Хотя наметки есть — Герман не удержался, чтобы не вставить в кадр трупы, поножовщину, отвислую бабью сиську — как бы в качестве демо-версии своего грядущего chef-d'œuvre, обозначения намерений.

Во-вторых, тут выражаются некие идеи, понятные и глупцу (в ТББ вроде тоже идеи есть, но глупцу они не понятны; умному, впрочем, тоже). Прежде всего — осторожная, с разумной долей критицизма, апология тоталитарного строя. На рубеже 70-80-х режим возглавил атаку на все очаги сопротивления и последовательно разгромил диссидентское движение, националистические организации и даже кружки молодых социал-демократов. Планировалось накрепко закрутить все гайки перед грядущей демократизацией и грандиозным переделом собственности. Вот и в «Лапшине», как и в практически синхронно снимавшемся «Месте встречи», симпатичный главный герой — бескомпромиссный и эффективный борец с преступностью в звании старшего лейтенанта НКВД, которого все любят и уважают, который трогательно опекает беспомощную и ни на что не годную интеллигенцию. Очень хороша сцена с проституткой, где «продвинутому зрителю» как бы открытым текстом поясняется: если б не органы и партия, то народ бы вас на фашистский крест порвал моментально. Еще детальнее эта мысль формулируется в эпизоде ранения Ханина.

Рабоче-крестьянские массы действительно ненавидели образованный слой, но это была совершенно осознанная и целенаправленно продвигаемая политика Советской власти. Конечно — чтобы не допустить смычки между угнетенными интеллектуалами и тружениками, которая позволила бы сковырнуть номенклатуру в считанные годы (как в Польше, Венгрии, Чехословакии и т. п.). Отсутствие связи между низами и верхами нации впоследствии позволит отодвинуть и народ, и интеллигенцию от постперестроечной раздачи слонов и нагло разделить государственную собственность исключительно между украино-кавказско-еврейско-немецко-ненец​кой прослойкой бывших партийных и ГБ-шных чиновников. В том числе, кусочек перепал и Алексею Герману — заслужил, курилка, и продолжал служить до смерти. Я еще помню как во время митинга на Дворцовой площади в связи с событиями в Беслане, Герман горячо одобрил антиконституционный указ Путина об отмене выборности губернаторов и даже забежал вперед, предлагая ввести смертную казнь «за терроризм», но был грубо одернут вышестоящими фигурами, в чьи планы на тот момент это не входило...

С другой стороны, Иван Лапшин — фактически предчувствие Большого террора. Пока он работает в милиции, но в 1936-38 годах перевод «особо одаренных сотрудников» в более престижное ГУГБ был распространенной практикой, так что будущее его предопределено. Тот, кто сегодня убивает сдавшегося преступника — завтра будет мучить и казнить подозреваемых в «политических преступлениях» (то есть, арестованных ни за что). Здесь опять же стоит вспомнить говорухинское «Место встречи», где, однако, акценты были расставлены совсем по-другому: в частности, хладнокровное убийство безоружного уголовника позиционировалось как крайне скверный поступок, что, однако не мешало плебсу воспринимать Глеба Жеглова как положительного персонажа. Но бывший фронтовик, грустно-мужественный, мстящий за друга Лапшин смотрится куда выгоднее тыловой крысы и некультурного подлеца Жеглова, даже грамотный и понимающий зритель не может не испытывать к нему симпатии. Но одобряя Лапшина, автоматически подписываешься на лояльность Советам, ведь он — и есть олицетворение сталинизма, Государственный Человек, практически лишенный слабостей и личных качеств: он есть фактически идеальный чекист с чистыми руками, горячим сердцем и холодной головой.

В сочетании с новым подходом к киноязыку (благодаря которому эпоха ощущается как никогда выпукло и объемно), впечатляющей игре Болтнева и Миронова, выламывающимся из всех стандартов камере и звуку, фильм произвел на публику серьезное впечатление. Производит он его и до сих пор. Токсичная идеология с тех пор серьезно повыветрилась, так что картину можно смотреть без особой опаски, просто как вневременное произведение искусства.

Сообщение модератора
  Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало декабря.
 

11 комментариев:

  1. Недавно слышал, что люди, воспитанные в духе коммунистической идеологии, склонны везде видеть заговоры. Но даже Ленин накануне революции был уверен, что ничего подобного при его жизни не случиться.

    ОтветитьУдалить
  2. Интересная рецензия. Мне этот фильм очень понравился в год выхода, и не перестал нравиться и сейчас, когда я его недавно пересмотрела.

    Я, разумеется, еще не родилась в то время, но мне кажется, что Герман - почти единственный режиссер, которому удается реалистично воссоздавать обстановку эпохи. Большинство фильмов о прошлых временах, даже совсем недавних, воспринимаются как отвратительные муляжи, а его постановки всегда выглядят правдоподобно.

    Мне кажется, этот фильм - напоминание нам о том, как трудно судить людей прошлого времени из настоящего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понятие "судить" можно рассматривать с двух сторон. Автор обращает внимание на попытку Алексея Германа показать Лапшина положительным героем. А оценка поступков в прошлом необходима сегодняшним людям для определения текущих моральных ориентиров.

      Удалить
    2. Мне тоже фильм нравится. И я никогда не задумывался о том, чем занимался Лапшин в 1937 году. Мы часто, очарованные талантом художника, не задумываемся о сути его творения. Когда-то в статье "Советский пациент" я обратил внимание на то, что граф Олмаши в "Английском пациенте" по всем параметрам мерзавец, но мы почему-то ему сочувствуем.

      Удалить
  3. "Мы часто, очарованные талантом художника, не задумываемся о сути его творения"

    Да, Андрей Болтнев сыграл в этом фильме замечательно. Если я не ошибаюсь, это была его первая роль в кино - во всяком случае, первая главная, и после этого он уже не сыграл ничего равного - не успел :(

    Насколько я понимаю, это ведь экранизация какого-то рассказа Германа-отца, т.е., Юрия? Не приходилось ли Вам его читать - интересно, как акценты расставлены там?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрия Германа я не читал, но автор в рецензии на "Проверку на дорогах" пишет, что он был человеком системы. Поэтому в акцентах сомневаться не приходиться.

      Удалить
  4. Возможно, этот фильм - попытка сына разобраться в представлениях отца?

    ОтветитьУдалить
  5. мой любимый фильм про милицию. Видел несколько начальников уголовного розыска, таких к сожалению нет :)
    Но тогда время было героическое.

    ОтветитьУдалить
  6. желание видеть везде плохое... похвально.
    Лапшин положительный и такие мои знакомые как Лев 56 предполагают что его самого скоро расстреляют как и Ханина.
    А ужасы в это фильме и есть германовский натурализм.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пришлось подумать над этим комментарием. Пришел к выводу, что возможны оба варианта. Убийство преступника из чувства мести действительно оставляют простор для различных версий. Тут всегда нужно задаваться вопросом, действительно ли герой положительный или его изображают положительным. Я об этом недавно писал в "1979 (2)".

      Удалить
    2. по мне так он его убивает не из мести вовсе а потому что:
      1. "дядя не стреляй" уже с Ханином было. Итог ужасен. Неизвестно что он тут выкинет.
      2. Бандита Соловьева уже сажали, он бежал. Много че натворил. Если Лапшин после всего этого плюс Ханин его бы оставил это был бы не Лапшин. Редни Савадж из "Станции Бховани" его бы тоже грохнул 100%

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.