понедельник, 25 декабря 2017 г.

"Мефисто" (1981)

Оригинал взят у dm_bondarenko в "Mephisto" (1981)
Кинопоиск


Я всего лишь актер

Скажу вам честно – «Фауста» Гете я читал очень давно и в недостаточно зрелом возрасте. Но, как и все мы, я умею пользоваться Википедией и перед повторным просмотром «Мефисто» я немного освежил в памяти сюжет трагедии Гете. Также четыре года назад я прочитал «Мефисто» Клауса Манна и мне запомнилось, что фильм Иштвана Сабо был довольно точной экранизацией одноименного романа Клауса Манна. Но не суть.

Гамбургский актер Хендрик Хофген мечтает стать знаменитым и играть в берлинских театрах. В Веймарской республике конца 1920 гг. он помогает открыть большевистский театр и женится на девушке из состоятельной и прогрессивной семьи. Примерно в это же время нацисты начинают набирать силу в Германии, но Хендрик относится к ним с отвращением, он даже добивается изгнания из театра актера-нациста. Приход НСДАП к власти застает Хендрика в Будапеште, но актер, пользуясь протекцией, решает вернуться в новую Германию…

Большинство из нас периодически идут на сделки с собственной совестью (сознанием и т.п.) ради достижения сиюминутной выгоды. Делая это, большинство из нас занимается самообманом и пытаются выдумать себе оправдание или вескую причину для своего неприглядного поступка. Большинство «сделок» совершаются на бытовом или примитивном межчеловеческом уровне. Но кто-то идет намного дальше и предает своих близких и свои убеждения, чтобы добиться существенных материальных или нематериальных благ.

Для того, чтобы лгать по-крупному (в том числе себе), нужно сначала научиться лгать по мелочам. Хендрик Хофген мечтает о славе и деньгах и ему все равно, где он их получит. Но он внушает себе, что возвращается в Нацистскую Германию, чтобы не терять связи с Родиной. Он идет на сотрудничество с властью, внушая себе, что сможет повернуть ее в умеренное русло.

Конечно, есть случаи, когда внешние обстоятельства принуждают человека поступиться своими принципами и в таких случаях нечестный поступок можно понять. Но большинство из нас делают неприглядные поступки, обладая полной свободой выбора, включая Хендрика. При этом судьба дает ему множество шансов сохранить свою честь или уйти пока не станет слишком поздно, но он выбрал путь сотрудничества с властью.

Власти не нужны правоверные, власти нужны угодливые конформисты. При смене власти первыми уничтожаются те правоверные, которые позволили сменить строй. Власть готова до поры до времени играть со своими шестерками в игры, создавая у последних иллюзию значимости и важности. Но если винтик возомнит себя важной частью механизма власти, его быстро и безжалостно поставят на место.

И только предав всех своих близких и все свои убеждения Хендрик осознает, что он всего лишь винтик и теперь он намертво связан с тоталитарной системой. Но это осознание придет к нему слишком поздно.

Иштван Сабо снял прекрасный фильм о нравственной деградации. Рекомендую посмотреть и задуматься.
 

13 комментариев:

  1. Ответы
    1. Спасибо Вам. Этот фильм я смотрел еще школьником, как и "Полковник Редль".

      Удалить
    2. Еще один талантливый фильм на тему конформизма.

      Удалить
    3. А у меня есть отзыв и на "Полковника Редля".

      Удалить
  2. это гениальное кино и гениальный литературный сюжет. В моем сознании ему отвечает только "Избранные" Сергея Соловьева (роман Альфонсо Лопеса Микельсена).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, когда смотрел "Избранные", не думал, что это и про СССР. Слишком молод был.

      Удалить
    2. Не смотрел, надо посмотреть, спасибо за подсказку.

      Удалить
    3. Часто бывает так, что о фильмах, которые для одних считаются классикой, другие слышат первый раз. В этом отношении меня больше всех поражает наш сообщник Рихтер, который только недавно посмотрел многие фильмы, считающиеся советской классикой.

      Удалить
    4. Рихтер - вроде бы мой ровесник (мне без трех недель 26), а в нашем детстве мы особо не смотрели советские фильмы.

      Удалить
    5. Я был уверен, что он мой ровесник, а мне через полгода 50. Что касается советских фильмов, то многие, снятые в 60-е, я увидел только несколько лет назад. Так что, в каком-то смысле, мы сегодня в равном положении.

      Удалить
  3. в современной России все именно так и происходит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И самое главное - многие уже понимают, что Ваши слова не являются преувеличением. "Так оно и было на самом деле", как говорил бургомистр в "Том самом Мюнхгаузене". Я вчера перед Новым годом его посмотрел.

      Удалить
  4. В честь Нового года хочу уведомить автора заранее, что его рецензия заняла первое место в рейтинге популярности на 1-ое января. Поэтому в среду ждите внеочередную публикацию Вашей рецензии в сообществе.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.