Оригинал взят у altereos в «Съешь еще этих милых зверушек» (о фильме «Окча»)
КинопоискФильм «Окча» — от режиссера Пон Чжун Хо, одного из ключевых представителей современного корейского кинематографа. Впрочем, Пон Чжун Хо уже вышел за рамки корейского кинопространства и создает интернациональные проекты, сюжеты которых охватывают всю планету: в «Сквозь снег» (2013) поезд мчится по замерзшим континентам, в «Окча» мы наблюдаем глобальную пиар-кампанию разведения экспериментальных суперсвиней. «Сквозь снег» и «Окча» легко стыкуются в дилогию — эти фильмы близки и по духу (сочетание голливудского размаха и безумия, характерного для корейской новой волны), и по жанру (антиутопия + комедия абсурда). Таким образом, Пон Чжун Хо в своих последних работах показывает один из самых интересных кино-сплавов нашего времени, и это действительно надо увидеть.
На мой взгляд, «Окча» — это в большей степени комедия абсурда, высмеивающая параноидальность информационного общества и иллюзии крупных корпораций, возомнивших себя властителями коллективного сознания. В основе сюжета — пиар-кампания одной такой корпорации, планирующей захватить мировой рынок продовольствия с помощью искусственно выведенных свинок — милых, умных, забавных. И, главное, очень вкусных! Весь мир следит за жизнью мимимишных зверушек, не подозревая об истинных целях корпорации. Все 7 миллиардов жителей Земли настолько глупы, чтобы не различать очевидного впаривания. За исключением небольшой группы активистов — «спасателей животных», но у этих вместо глупости — нелепость и фанатичность. Обратите внимание на эпизод, в котором один из активистов мучает себя голодом и отказывается съест помидорку, потому что она выращена в неправильных условиях. Конечно, это гротеск, но это как та шутка, в которой есть доля шутки: подобные информационные вирусы, вызывающие фанатизм и параноидальность на массовом уровне, эффективно действуют и в реальном мире, пусть и не в таком масштабе.
В общем, никто в антиутопичном мире Пон Чжун Хо не вызывает симпатий. Правда, есть еще девочка-сирота Ми-Джа, испытывающая к свинке Окче, обреченной на убой, родственные чувства. Ми-Джа кажется единственным положительным персонажем фильма (среди людей), символом душевной чистоты и доброты, образ Ми-Джа намекает на противопоставление испорченного мира взрослых и мира детей — носителей лучших душевных качеств. Кроме того — противопоставление цивилизации, охваченной сетями информационных технологий, и загородного мира, сохраняющего гармонию с природой (девочка с дедушкой живут очень далеко от города, высокого в горах, на ферме, ухаживая за суперсвиньей). Однако этот конфликт обманчивый. Пон Чжун Хо показывает нелепость всех этих противопоставлений: оторванность от города не делает человека свободным от глобальной информационной паутины. Однажды на твою ферму прилетят «люди из ящика» и всё испохабят. Спасая свою любимую суперсвинью, девочка действует по принципу «слабоумие и отвага», который приносит успех — естественно, ведь это гротеск. Я не могу назвать девочку доброй, готовой пожертвовать собой — она просто стремится вернуть любимую игрушку подобно тому, как наркоман отчаянно ищет новую дозу. Миром правит не любовь, а система взаимных зависимостей — это к вопросу о том, что представляет собой т.н. «дружба» в социальных сетях, обитатели которых друг для друга — как мимимишные свинки.
Пон Чжун Хо показывает абсолютно бредовую модель информационного мира, в котором один «вирус» способен на 10 лет засорить головы всем Homo sapiens. Верхушка корпорации — не исключение: «вирус» запросто заразит и своего создателя. Самыми разумными в этом мире оказываются те самые суперсвинки, без иронии. Но судьба у них одна — мясокомбинат. Почувствуйте сарказм режиссера: самые разумные и действительно добрые, отзывчивые существа на планете обречены на убой. Если спроецировать эту идею на наш реальный мир: здравый смысл подавляется фанатизмом, нетерпимостью, маниакальным стремлением самоутвердиться, а душевная открытость подменяется инфантильностью и мимимишностью. Мудрые люди обречены на информационную смерть. К чему ведет режиссер: выбросить смартфон, разбить компьютер, уехать из города, стать вегетарианцем? Да нет… Надо просто соображать, откуда что берется, учиться фильтровать информацию, не засорять голову фанатизмом и т.д. Хотя бы так. С другой стороны, месседж Пон Чжун Хо неочевиден, «Окчу» легко принять за экологический триллер, разоблачающий общество потребления. На мой взгляд, «Окча» — про экологию, но не продовольственную, а скорее информационную экологию. Хотите — ешьте свинок, не хотите — не ешьте. И необязательно навязывать свои желания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.