четверг, 23 ноября 2017 г.

"Точка, точка, запятая ..." (1972)

Оригинал взят у richteur в Точка, точка, запятая…, 1972

Кинопоиск

Главный герой, комсомолец Лёша — узнаваемый типаж «классного ничтожества». Замкнутый, неказистый, неразвитый, с неадекватно раздутым (хоть и тщательно скрываемым) самомнением — идеальный кандидат для ученической травли, и если его не гнобят, то лишь потому, что он учится в престижной физматшколе, где собрали достаточно интеллигентных, а стало быть, и гуманных детей, ограничивающихся вежливым игнором. Единственный его друг, пятиклассник — и тот относится к герою покровительственно. Не говоря уже про родителей, давно махнувших на сына рукой.

Но в класс приходит новенькая — девочка с раскачанным интеллектом и модельной внешностью, умудряющуюся в Алексее что-то рассмотреть и сделать шаг ему навстречу. Тот, впрочем, из-за неумения общаться с людьми, умудряется изгадить один шанс, который дает ему судьба, второй... Потом героиня просто ставит на нем крест — как будто навсегда. Но злая судьба, которая до этого словно специально глумилась над пацаном, дает ему последнюю возможность проявить себя — и тут-то у него получается не ударить в грязь лицом и полностью реабилитироваться.

Хороший, мотивирующий фильм, дети играют прекрасно и естественно, и - что бывает нечасто, тут есть приятный саундтрек, органично сопряженный с сюжетом. Впрочем, еще важнее то, что в «Точке, точке» объективно показана проза человеческих взаимоотношений, на уровне школьного класса — но тем более выпукло. Свободой, равенством, братством — даже в статусном советском коллективе никогда не пахло, общество было жестко стратифицированным (почти кастовым), а несоблюдающий неписаные «адаты» автоматически выдавливался на обочину жизни, в лучшем случае приобретая репутацию местного чудака.

А к адатам показанной в фильме школы (и, шире, всего советского общества в 60-70-е годы) относится всеобщая одержимость техникой и спортом — не случайно самым популярным парнем в классе является разрядник-грузин, а когда главный герой признается, что не понимает сущности электрического тока, реноме его окончательно падает ниже плинтуса. Впрочем, отвлекаясь на минуту, отметим, что винить одного лишь Алексея за бестолковость вряд ли стоит — с такими напыщенными учителями, способными за 5 минут попрать все базовые законы педагогики, высокая успеваемость ему и не светила (этот момент подсвечен наличием в фильме фигуры молодого пионервожатого, единственного полностью положительного персонажа, умеющего правильно общаться с подростками). И крайне показательно, что герой вылезает из ямы, в которой оказался благодаря небрежению физрой и физикой — с помощью тех же самых физры и физики, иначе, по понятиям советской идеологии это было бы кощунством. Окольных путей в СССР 70-х не существовало, возможности компенсировать отсутствие технических склонностей, скажем, артистическими или гуманитарными талантами для простого смертного были заблокированы на дальних подступах. Так что только через тернии, только к «звездам» карьеры рядового советского «инженегра», одного из миллионов полуграмотных специалистов, которых на Западе аттестовали в лучшем случае на помощников лаборанта. Прикол в том, что все это разделение на «физиков» и «лириков» было глубоко искусственным и специально насаждалось сверху, чтобы стравливать интеллигенцию между собой. Сейчас в ходу другие методы «divide et impera», поэтому современные школьники просто не понимают, что означают штампы «технарь» и «гуманитарий», а выпускники подают документы одновременно на физтех, филфак, в полицейскую академию и педагогический институт. Так что фильм — не просто занятное и приятное зрелище, но еще и важный исторический документ.
 

3 комментария:

  1. Вот интересно: я отлично помню этот фильм, видела его в год выхода. Но мне запомнилось, что он был о младших школьниках - примерно как "Внимание, черепаха!", так что я удивилась, что автор поста назвал героя "комсомольцем". Полезла в Вики: действительно, там, оказывется, шла речь о 8-м классе! Думаю, моя аберрация памяти вызвана тем, что в этом фильме дети намеренно инфантилизированы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уже не помню, надо будет пересмотреть. Тем более, что "Мичман Хорнблауэр" из-за сцен дедовщины для меня оказался слишком тяжелым. Кстати, интересная параллель. Этих школьников в будущем ждала именно судьба юного Хорнблауэра.

      Удалить
    2. Посмотрел вчера вечером этот фильм. Интересно сравнить с "Звонят, откройте дверь". Этот фильм похож на легкий водевиль, где режиссер-"шестидесятник" пытается доказать в лице главного героя, что он встал на путь исправления.
      А сцена, в которой главный герой заявляет, что не понимает природу электричества, глубже трактовки автора рецензии. Главная героиня потом говорит, что люди столетиями наблюдали, как яблоки падают с деревьев, и только Ньютону это показалось странным и непонятным. В фильме постоянно звучит и мелькает имя Эйнштейна, а ведь его не оставили после учебы в университете потому, что он все время спорил с профессорами. И с выводом об исправлении я тоже поторопился. Потому что в фильме показано, как аутсайдер может в одно мгновение стать лидером.

      Удалить