суббота, 11 сентября 2021 г.

"Большая игра" (2017)

Оригинал (отредактированный) взят у jacob_burns в Большая игра / Molly's Game (2017)


Режиссерский дебют известнейшего сценариста Аарона Соркина. Я - горячий поклонник его творчества. Сценарий "Нескольких хороших парней" я считаю эталонным, всем сценаристам на свете надо по нему учиться, как писать, какие должны быть герои, и какие между ними должны быть конфликты. "Социальная сеть" также хороша, ну и "Стив Джобс" мне тоже очень понравился. 

Так что я с полным оптимизмом ожидал его первую режиссерскую работу. К тому же я играю в покер, что очень даже подогревало мой интерес. Я, правда, предполагал, что это будет "покерный триллер", в основу которого лягут перипетии за игровым столом. И таких фильмов достаточно много, все они весьма интересны для посвященных. 

Фильм снят по реальной истории реальной Молли Блум, которую прозвали "Принцесса покера". Более того, книга Молли, которую читает адвокат, тоже существует на самом деле. 

Покера в фильме достаточно, и надо хоть немного понимать его правила и специальную терминологию, чтобы получить полное удовольствие от описания игр. Но непосвященные также не должны себя чувствовать обделенными, потому что фильм о другом. Это не покерная, а скорее бизнес-история. О том как девушка с нуля создала успешное дело, как постепенно это дело становилось все более криминальным. 

Трудно сказать, какая часть текста, звучащего в фильме принадлежит Молли, а какая Аарону. История бизнеса Молли, показанная в фильме, подается как выдержки из книги. Это оправдывает закадровый текст, который мне, кстати, понравился, он весьма упругий и энергичный. Молли упомянута как соавтор сценария именно из-за книги. Диалоги, как всегда у Соркина, превосходны. 

Можно предположить, что все кроме книги придумал Соркин. Я не нашел в сети упоминаний о спортивном прошлом Принцессы Покера, про нее просто пишут, что она всегда была "предприимчивой девочкой". Видимо и ее неудавшаяся спортивная карьера, и сложные отношения с отцом (Костнер), которым в фильме уделено много внимания, - это уже работа сценариста Аарона Соркина. 

Как и положено истории успеха женщины в наше время, фильм весьма феминистичен. Там звучит неизменное клише про "мужской мир". Отец Молли (в фильме) - психотерапевт. Он очень жестко воспитывал своих детей, в том числе и Молли. Все они в итоге достигли каких-то высот в своей деятельности. Почему Молли выбрала такой криминальный путь, когда в общем-то перед ней были открыты все легальные пути? Отец при трогательной сцене в финале дает четкий ответ на этот вопрос: чтобы управлять взрослыми состоявшимися мужчинами. То есть, развивая тему, чтобы дать таким образом отпор отцу-тирану. И на этом бы Соркину остановиться, но он погружается все глубже в пучину излюбленного американского психоанализа. 


Оказывается конфликт между отцом и дочерью был не потому, что он сознательно давил на детей, чтобы приготовить их к тяжелой жизни в жестоком мире, чтобы привить им привычку к успеху. В фильме кстати тщательно подчеркивается целеустремленность Молли, ее упорство и нежелание признавать поражение. И вроде бы спасибо отцу за это. Но это же не так драматично, так что вдруг выясняется (под конец фильма), что отец изменял жене, что Молли в раннем детстве застукала их с любовницей за сексом в машине, и хотя воспоминания она вытеснила, но осадок остался, а главное отец стыдился и поэтому ее тиранил. То есть парой фраз Соркин вдруг перечеркнул все ценное, что сам же создал, в угоду слащавым стереотипам современной американской драматургии. 

Меня восторгает психоанализ. Никто не отвечает за свои поступки, за то, что он сам из себя представляет. Причина всего на свете в том, что отец не так на тебя в детстве посмотрел, не так по голове погладил, не таким стимулирующим поджопником наградил. Ну не прелесть ли? 

Другой вопрос к фильму - очень уж Молли предстает в нем белая и пушистая. Я в таких персонажей не слишком верю. Бизнес Принцессы Покера насквозь криминальный, она имела дело с очень опасными людьми, и безусловно принимала жесткие и опасные решения. Поэтому я с трудом доверяю ее приверженности интересам игроков вопреки собственным интересам. Тем более в мире, где доброе имя знаменитостей гроша ломаного не стоит. Не верите. спросите у Кевина Спейси. С другой стороны, разговорчивость могла бы стоить ей жизни, учитывая кто у нее играл (не только селебрити). Но Соркин ни слова не сказал об этой стороне вопроса, всё только дифирамбы пел благородству Молли. 

Резюмирую. Мне фильм понравился как бизнес-история. Было интересно наблюдать, как Молли создала такое сложное дело с нуля, практически просто договариваясь с нужными ей людьми. Наверное, это и есть секрет успешного предпринимательства - способность договариваться и смелость идти на риск. Но образ Молли и весь этот психоанализ вокруг нее показались мне недостоверными. В целом, режиссерский дебют Соркина удался, но это на мой взгляд отнюдь не лучший его фильм. Возможно, те нюансы сценария, которые мне показались неудачными, вызваны настоятельным желанием Молли раскрывать ее образ с определенной стороны, но мне как зрителю это не слишком интересно, я оцениваю результат.

Сообщение модератора 
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало сентября.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.