суббота, 4 сентября 2021 г.

"О, где же ты, брат?" (2000)



Сатирический вольный пересказ "Одиссеи" Гомера с традиционным для Коэнов актёрским составом и Джорджом Клуни в главной роли. Трое заключённых - Улисс Эверетт Макгилл, Пит Хогуоллоп и Делмар О'Доннелл - сбегают с принудительного строительства железной дороги. Один из них знает о сокровище, хранящемся в хижине в долине, которую скоро затопят - двое других согласились сбежать с ним, ведь все трое связаны одной цепью. По дороге к заветной долине их поджидают десятки неприятностей, неожиданные испытания веры, внезапная слава, непостижимые трансформации и неординарные личности - то есть, всё что угодно, кроме банальностей и скуки. 

Сюжет представляет из себя крайне занятный роад-муви, в котором в тесной связи сплелись юмор, сатира и немного человеческой глупости. Почти все персонажи оказываются полными идиотами в большей или меньшей степени. Тут нет ни одного нормального человека - у каждого свои тараканы в голове, которые не дают ему жить спокойно. Главные герои не отличаются умом и сообразительностью, но тем не менее выделяются среди равных упорством и целеустремлённостью. В более общем смысле перед нами путешествие по людским порокам, которое предваряется поездкой на дрезине со слепым старцем, предсказывающим будущее. 

В некоторой степени, фильм можно даже назвать мюзиклом, но это выражено скорее общей музыкальностью происходящего, и парой на удивление очаровательных композиций, которые не могут не вызвать улыбку, ведь сопряжены они с крайне экспрессивным исполнением. 


Самое пародоксальное, что есть в фильме, так это его целостность. Проблема заключается в том, что фильм не воспринимается как единый организм, где все элементы взаимодействуют рука об руку. Это скорее сериал про странствия одной и той же группы людей, или анталогия коротких злоключений. Уж больно разными по настроению и атмосфере получились приключения главных героев, но на то и общая канва роад-муви, чтобы стыковать нестыкуемое. Фильм можно сравнить с творчеством Летающего Цирка Монти-Пайтона, когда под общей вывеской оказываются совсем уж разные по духу и настроению истории. 

Фильм открывается титром, сообщающим, что фильм основан на "Одиссее" Гомера. Коэнам не в первой шутить над зрителем и выворачивать ожидания наизнанку. В "Фарго" они обещали историю, основанную на реальных событиях, а в финале признавались, что история выдумана от начала до конца. Так и здесь - "Одиссея" Гомера лишь повод задать настроение и настроить зрителя на определённый уровень восприятия происходящего. Самое забавное, что приём работает на все 100%. 

Коэны придумывают собственных уникальных персонажей и отправляют их в Гомеровское путешествие вдоль реки Миссиссиппи во времена Великой Депрессии. Хотя точнее всё происходящее можно назвать меткой калькой того времени и мест, ведь населяют здешние земли одноглазые торговые агенты, обольстительные водные нимфы, негры, продавшие душу дьяволу за талант гитариста и прочие члены Ку-клукс-клана. 

Что больше всего радует в фильме, так это его стиль и музыка. Музыка кантри сопровождает солнечные приключения трёх забавных и недалёких героев, а узнаваемые элеметы южной Америки то и дело будут мелькать на экране в их классическом представлении - заключённые в цепях, уединённые лачуги, хлопковые поля, разглагольствующие политики, баптисты на реке с обрядами омовения, бродяги в товарных вагонах, радио-станции посреди жёлтого ничего и прочие пляски ку-клукс-клановцев вокруг горящего креста. От Гомеровской "Одиссеи" фильму достались массивные циклопы, сирены на камнях реки, имя героя Улисс и его жены Пенни, что явно является сокращением от Пенелопы. 


Джордж Клуни в роли Улисса Эверетта Макгилла на удивление органичен и естественнен. По слухам, режиссёры поехали на съёмочную площадку другого фильма, чтобы лично сделать предложение Клуни, а тот согласился на роль, не читая её. В его лице Коэны обрели яркого и выразительного персонажа, который одинаково хорошо валяет дурака и сверлит собеседника глубоким взглядом. 

Ветеран Коэновских фильмов Джон Туртурро сыграл здесь Пита Хогаллопа, который выделяется за счёт широко раскрытых глаз с толикой безумия и непередаваемой грацией фонарного столба. Будучи помещенным на второй план, он продолжает ярко блистать и не способен затеряться на фоне остального актёрского состава. 

А вот Тим Блейк Нельсон, сыгравший Делмара О'Доннелла, наоборот - растворяется на фоне Клуни и Туртурро, редко выдавая запоминающиеся моменты. 

Кроме того, на вторых ролях отлично себя чувствуют любимчики Коэнов - Джон Гудман, которому досталось целых две эффектные сцены, и Холли Хантер, сыгравшая столь же суровую и упёртую жену Пенни, как и в "Воспитании Аризоны"


"О, где же ты брат?" оставляет забавное впечатление - вроде бы все элементы отличного фильма на месте, но какая-то застрявшая в шестерёнках зубочистка не позволяет назвать его целостной картиной. Это скорее сборник увлекательных, но едва связанных друг с другом историй, которые передают настроение ушедшей эпохи и развлекают отличным визуальным и музыкальным решением. Иногда, как показывает практика, и этого достаточно.

Сообщение модератора 
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за первое место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало сентября.

1 комментарий:

  1. Это уже четвертая рецензия этого автора на фильмы братьев Коэн, опубликованная в сообществе. Интересно наблюдать за эволюцией сознания человека, приобщившегося к киноискусству. Хочется верить, что наше сообщество сыграло в этом какую-то роль.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.