Оригинал (отредактированный) взят у jack_kipling в Освободитель / Libertador (2013)
Эпичный венесуэло-испанский байопик о Симоне Боливаре, снятый за 50 миллионов грязных американских долларов под личным присмотром покойного Уго Чавеса.
Безумно трудно снять интересный биографический фильм, особенно о политическом деятеле, тем более борце за свободу - эта тема буквально нафаршированна штампами и клише. В итоге, часто получается или нечто невыносимо нудное, или неимоверно-зубодробильно пафосное, а часто и то и другое.
А теперь представьте каково снять что-либо вменяемое о человеке, чье фактическое обожествление в целом ряде стран сравнимо разве что с культом Джорджа Вашингтона в США и Ататюрка в Турции. Чьим именем названо две страны, две национальные валюты, десятки населенных пунктов, региональные спортивные игры под эгидой МОК, не говоря уже о сотнях тысяч изображений, украшающих как властные кабинеты, так и обшарпанные заборы.
Тем более удивительно, что создателям удалось создать двухчасовую ленту, в которой интересно показаны этапы большого пути без монотонности, провисаний, с тонко расставленными акцентами, без излишней топорной идеализации персонажа, а главное, конкретно предназначенную для международного проката зрителям которые про Освободителя не слышал даже в школе. Да, это безусловно пропаганда, точнее красивая пропагандистская сказка о Герое, нo сделанная настолько талантливо, что глаз не оторвать до самой последней минуты.
Сценарий, режиссерская и операторская работа, большинство актерских работ - все на высшем уровне. Короче, если хотите снять про любимого диктатора и имеете лишними пару десятков миллионов американских долларов, то смело и не раздумывая берите всю съемочную бригаду создавшую "Освободителя".
Фильм начинается с покушения на уже знаменитого генерала, находящегося в зените своей славы и заехавшего в один из своих дворцов на встречу со своей гражданской женой Мануэлой. Вынужденный бежать и прятаться под проливным дождем в ночи, Боливар начинает вспоминать свою жизнь, начиная с похорон матери в раннем детстве и до сегодняшнего момента. Так мы видим красивое и размеренное повествование об одном из самых незаурядных и противоречивых сыновей Латинской Америки.
В биографии Боливара много откровенно черных моментов, но самым низким поступком, который не могут до конца оправдать даже самые ярые его сторонники является предательство генерала Миранды, первого руководителя независимой республики в Венесуэле, разбитого экспедиционным корпусом и выданного испанским властям самим будущим Освободителем в обмен на помилование. Создатели фильма могли бы просто умолчать об этой позорной странице в биографии, как сделали это в отношении других намного менее щекотливых с точки зрения совести и морали моментах, но тут решили все же сыграть в невыгодных условиях. Конечно, тут пытаются оправдать Боливара очерняя несчастного генерала, предстающего взбалмошным стариком, по вине которого и была проиграна война, кроме того самого якобы угрожавшего сдать героя сотоварищи в плен к проклятым испанцам. Однако все эта апология разбивается в пух и прах в сцене встречи Симона с испанским генералом Монтеверде сразу после выдачи Миранды, где заслуженный вояка бросает в лицо "мажору" обвинения в предательстве своего командира и вождя, трусости и низости, страхе за собственную шкуру в надежде на амнистию. И герою нечего возразить на это.
Более того само испанское помилование, пусть и с конфискацией части имущества, выглядит настоящим издевательством - в нем видят лишь испуганного и не представляющего опасности сосунка, нахватавшегося всяких вольных идей во время своего евротура, но не имеющего стойкости и желания идти до конца. Отныне Боливар будет бороться с тем чтобы опровергнуть все это и заставить "годов" пожалеть о своей амнистии.
Создатели не стали уклоняться и от другой щекотливой темы - иностранной помощи, коей как Боливар, так и его предшественники и последователи пользовались без совершенного стеснения и мук совести. Во всяких трудным моментах своего жизненного пути, будь то многомесячный запой в парижском борделе или нищая эмиграция на Ямайке, появляется неизменно улыбчивый, искренне-вежливый и участливый англичанин мистер Мартин Торкингтон. Он не только умело льстит и морально поддерживает Боливара, но и дает под честное слово чеки с баснословными суммами на дело борьбы с испанской тиранией, помогает воинскими контингентами британских наемников, которые в реальности и переломили ситуацию к победе колонистов. Пока ни разу ни словом, ни вздохом не упоминая о возможной ответной услуге. Пока...
В фильме нет крупных батальных сцен, все сводиться к ряду крупных и средних планов с атакующими испанцами и патриотами. К сожалению неясно почему создатели решили обойтись от битвы при Аякучо в 1824 году, где были разбиты последняя армия противника и континент наконец был полностью освобожден. Очень хорошо, пусть и недолго показан знаменитый переход через Анды сквозь ливни и снег на запредельных горных высотах. Лучшего про данное мероприятие, само достойное отдельного фильма или даже сериала, пока еще не снято.
Как ни странно, очень удалась любовная линия, одна из главных составляющих легенды о Боливаре. Мария Вальверде вполне справилась с ролей Марии Тересы, его первой и единственной официальной жены. Несмотря на недочеты как лихие скачки сидя по-мужски в седле, несколько нехарактерное для того времени проявление чувственности (впрочем этого Симон мог набраться и во время своей развеселой холостяцкой жизни в Париже), вся линия очень гармонично и красиво встроилась в канву повествования. Их финальный диалог действительно трогает, после него веришь, что молодой вдовец мог пуститься во все тяжкие, как-то алкоголь, куртизанки, национально-освободительное движение спонсируемое вездесущей "англичанкой".
Теперь о минусах.
Наверное самое бросающееся в глаза несоответствие - это Эдгар Рамирес в главной роли. Есть интересное мнение, что тем самым проводилась параллель с генеральным спонсором проекта - Уго Чавесом, но скорее всего сыграла роль популарность самого Рамиреса, самого известного как в Голливуде, так и Европе венесуэльского актера.
Несмотря на большие вольности в деле создания фильма Чавес явно настоял на другой концовке картины, сообразующейся с его теорией смерти Боливара, ради чего был потревожен его прах и проведена экспертиза останков. Не было никакого угасания от туберкулеза бывшего кумира целого континента, изгнанного со всех постов бывшими соратниками обвинявшими (небезосновательно, кстати) Освободителя в диктаторских амбициях и потерявшего всякую волю к жизни. Нет, все эти слухи о болезни распускались его врагами, разве можно даже думать о туберкулезе глядя на гладкую ряху Эдгара Рамиреса.
Нет, все было совсем иначе. Была подготовка к свержению предательских элит, куча верных соратников в войсках готовых поддержать новое восстание, готовился тайный приезд к верным силам. Но местные предатели и блондинистые англо-саксонские киллеры (эх, все же надо было отдать Торкингтону финансовую систему страны, как он просил) подстерегли героя в засаде, а уже потом распространили ложные слухи о его естественной смерти.
В комментариях под оригиналом пишут, что фильм на 80 процентов плод фантазии авторов.
ОтветитьУдалить