Оригинал (отредактированный) взят у kino_sssr в "Шумный день" (1960) - разве мама деспот?
Виктор Розов - один из трёх драматургов 60-х, благодаря которым советский театр приобрёл новый стиль, приблизился к реальности, а значит - к тем людям, которые приходили в театр.
К 1960-му году было экранизировано уже три пьесы Розова, а четвертая - "В поисках радости" гремела на театральных подмостках. Режиссёр Георгий Натансон решил перенести популярную пьесу на экран.
В фильме "Шумный день" поднимается проблема советского мещанства, ярко и образно тема вещизма - точнее, той грани, когда приобретательство становится самоцелью. Но здесь нашлось место и для размышлений о любви, о дружбе, о честности и совести... об отношениях отцов и детей. В центре повествования - семья Савиных: мама Клавдия Васильевна, её дочь Таня, три её сына - Олег, Коля, Фёдор и Леночка, жена Фёдора.
Фёдор и Леночка скоро получат квартиру, ну а пока молодая жена покупает мебель, ковры, посуду, книги и прочее имущество, чтобы сразу обставиться в новом жилье. В этом желании нет ничего плохого, но у Леночки страсть к покупкам полностью вытесняет человеческий облик. Она напоминает неудовлетворённого желудочно кадавра профессора Выбегалло - и, конечно, это не может не напрягать Савиных.
Леночка
Во-первых, потому, что складируется всё приобретенное в их квартире, которая уже напоминает мебельный магазин. Во-вторых, потому что Леночка параноидально боится, что новую мебель поцарапают, покупки испортят, а потому всё время на взводе и готова кинуться на любого посягнувшего. В-третьих, потому что Фёдор, подававший надежды молодой учёный, полностью забросил свои исследования и занят исключительно заколачиванием денег на неких статьях, которые надоели ему хуже горькой редьки.
При этом, сама Леночка не работает, точнее, её работой стала беготня по магазинам и доставание всего и вся.
Клавдия Васильевна очень беспокоится за сына - явно видно, что ей всё это не нравится: причем, дело не столько даже в накопительстве, столько в том, что Фёдор всё больше отдаляется от науки. Маме, как человеку пожившему, совершенно понятно, что сын потом не простит сам себя за уход из науки, что никакая мебель и никакая жена (даже самая любимая) не заменят ему дела всей жизни.
Именно поэтому так не хочет Савина отпускать Фёдора из семьи: она опасается, что мягкий по характеру сын, из которого Леночка верёвки вьет, превратится в тупого и озлобленного человека. Без радости в душе. В её глазах он катится в пропасть - точно так же, как когда-то катился, попав в дурную компанию. Ну да, парню давно пора быть самостоятельным, но вот так получилось, что не стал, что слишком зависим от жены. Что ему еще взрослеть и взрослеть.
Хорошо, если он взбрыкнет, а если нет? А если тоска из-за погубленной научной карьеры приведет его к алкоголю? Леночка ведь не будет его вытаскивать из этого, Леночка вышвырнет пьющего никчемного мужа из квартиры и из своей жизни - и всё.
Вот за младшего, Олега, можно не волноваться - он хоть и по-юношески горяч, но гораздо лучше старшего брата понимает, что для него нужно и что для него важно. Меня восхитило, как мальчишка отказался от нового аквариума, как он сформулировал причину отказа - "Ты понимаешь, буду на них смотреть, а мысли у меня совсем другие будут... Нехорошие... Я о другом буду думать... Я хочу, чтобы у меня чистые мысли были... И у тебя... И вообще..."
Таня, сестра Олега, тоже видится мне натурой цельной, способной отстоять своё мнение и не подверженной желанию "хорошо устроиться". Но как, почему старший брат настолько отличается от всех в этой семье? Может ли быть, что именно наблюдение за Леночкой привили младшим братьям и сестре стойкую неприязнь к такого типа людям?
И именно поэтому Таня так легко противостоит другу Фёдора, Леониду, который одной крови с Леночкой? И поэтому Олег не страшится вступить в конфронтацию с Лапшиным-старшим, наглым хапугой, цинично являющимся в дом к Савиным столоваться, чтоб сэкономить?
А Генка, сын Лапшина, общаясь с ясным бескомпромиссным Олегом, учится у него отстаивать свое мнение, да так успешно, что даже жёсткий отец уступает сыну, не в силах сломить ему дух...
Печально лишь то, что победили в итоге леночки и леониды... И ведь не в 90-х они победили, и даже не в 80-х, а гораздо раньше. Но почему? Не знаю...
Под оригиналом рецензии развернулась бурная дискуссия. Советую почитать.
ОтветитьУдалить