пятница, 10 сентября 2021 г.

"Кто-нибудь видел мою девчонку?" (2020)

Оригинал (отредактированный) взят у Анна Лелик в (без темы)


Фильм я смотрела больше 10 раз. Книгу прочла запоем за 48 часов. Рано говорить о книге, но могу сказать, фильм понравился больше. В нём много близкого, моего личного, пережитого. Актеры, музыка, символы и отсылы к тем самыми шедеврам кинематографа, о которых день и ночь мог рассуждать главный герой кинокритик Сергей Добротворский. С книгой, несмотря на то, что написана она в эпистолярном жанре от первого лица, у меня отождествления произошло намного меньше. И это при моей-то больно большой эмпатии. 

Книга написана Кариной Добротворской (журналист, редактор, театровед, кинокритик) об их браке с Сергеем Добротворским. Сергей Добротворский это ИМЯ. Как актера, сценариста, режиссёра его знают в более узком кругу. Но киновед и критик он достаточно известный. Могу сказать, что благодаря ему я учусь смотреть и видеть настоящее кино, считывать символы и знаки, не скучать, если нет в фильме экшена, а проживать эту маленькую жизнь - кино. 

Фильм меня задел, разобрал на части, снова собрал. Очень понравился актёр Александр Горчилин сыгравший главную роль. Не только внешнее сходство, но и то, как тонко передана борьба с внутренними демонами, эта душевная тюрьма и вечный полёт за пределы видимого одновременно. В фильме Кира мне кажется более живой, настоящей. Обе актрисы сыгравшие Карину - на мой взгляд, стали лучшей версией самой Карины. К реальной Карине в книге у меня много вопросов, и по Станиславскому частое «не верю», непринятие и жалость. Жалость больше умом, чем сердцем. Реальная Карина не вызвала восхищения и желания узнать получше. Но вероятно это и неплохо: противоречивое и неоднозначное отношение ставит много вопросов к себе. 

Книга и фильм увлекают тем, что они о влюбленности двух интеллектуалов, людей способных до утра сидеть на маленькой кухне за чаем и обсуждать свою страсть - кино. Сама Карина так и напишет, что это был их наркотик и ежедневно им нужна была доза - фильм. Как к собеседнику они не утратили свой интерес до последнего. 

В книге часто звучит фраза устами Сергея «мне не нужна твоя правда, мне нужна твоя вера». Карина много раз возвращается к этой фразе и к тому, что вовремя так и не дала именно вот этого - веры в его возможности как режиссёра, сценариста… человека. Как скажет о нем позже друг: «он был самым одаренным человеком из всех, кого я знал. И самым невоплощенным». Он так и не сделал этот рисковый шаг, позволить себе провалиться, но воплотить себя. 

О вере и правде думает Карина размышляя о нагрянувшей на неё влюбленности спустя почти два десятка лет. И имя Серёжа - не случайно носят оба ее мужчины. Можно поставить вопрос - для кого эти письма? Письма она начинает писать, чтобы отвоевать себе право на эту новую любовь. Право это дать ей может будто бы только первый муж Сергей. 

Думаю, причина этому чувство вины. Нигде в книге и фильме она не говорит об этом прямо. Но лично для меня, там все пропитано виною. Вина в самых разных ее видах. Есть тут и реальная вина. Эти самые слова, «Сергею нужна была моя вера, а не моя правда». Но кроме всего здесь ещё и вина экзистенциальная, бытийная, от которой не дай Бог человеку вылечиться. Эта вина, по мнению философов-экзистенциалистов и есть то, что делает человека человеком. 

Достоевский на ней выстраивал путь своих героев к святости. Но сейчас мир говорит, что нужно избавляться от трудных чувств, и нас хотят вылечить от этой святой вины. Той вины, что синоним слову ответственность. Эта вина не переживание собственной плохости и не ответ на обвинения. Это глубоко переживаемое чувство причастности к жизни другого. Вот это вот «мы в ответе за тех, кого…». 

А потому вину эту не решить простым советом: надо уйти, надо остаться, надо вернуться… Нет. Эта вина о другом. О том, что мы часто бываем так заняты собой, что не способны видеть другого. И часто это обоюдно. И тогда вина за преданную любовь становится болью всей жизни. И возможно именно эта боль, напоминает нам о том, что мы живы. Это вовсе не призыв к страданию. Это о том, что нужно научиться быть с собой. 

Как писала Карина о своём новом возлюбленном Серёже «Серёжа наивно полагает, что проблемы - снаружи, а значит их можно разрешить. Ничего подобного - они внутри. И никуда от них он не убежит, сколько бы ни метался из комнаты в комнату, из города в город, из страны в страну». Нужно научиться жить со всем тем, что мы нажили. И настоящее оставлять в своей душе. И если это рана - то пусть она будет болью раненого целителя. Отвечая на свой же вопрос : кино или книга - скажу: и то и другое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.