Оригинал взят у Iriney Usenko в МАРИЯ (2005) Mary
Кто бы мог ожидать от главного нонконформиста Голливуда такого пронзительного и нежного фильма. Серьёзная, зрелая, знаковая картина Абеля Феррары "Мария" - это религиозно-философское размышление о вере в жизни современного человека. Вера может быть абстрактной, просто как отсутствие отрицания того, что «там что-то есть», но может произойти встреча с Богом, которая переворачивает жизнь и представления людей. В жизни двоих героев происходит именно так. Фильм построен на контрастах. С одной стороны Нью-Йорк, с другой Иерусалим, мир кино и телевидения, где имя Христа является объектом споров, анализа, коммерческим брендом, рейтинговым мотивом, и мир храма, где Его Имя священно и произносится с благоговением и трепетом. Здесь говорят не о Нём, а говорят с Ним в молитве.
Актриса Мария Палеси (Жюльет Бинош), сыгравшая роль Марии Магдалины, теряет интерес ко всему, что было ценно для неё вчера, бросает карьеру и остаётся в священном городе. Для всех остальных она становится «блаженной», а её поведение блажью. Встреча с Богом, момент по-видимому разделяющий людей, однако невидимо происходит нечто иное, внешне отстранившись от вчерашних знакомых, она болезнует о них сердцем, так рождается молитва о ближних, стремление к единству и общению именно в ней, а не в пустой, светской болтовне. Эта, самая важная, встреча в жизни человека может произойти где угодно, даже на съёмочной площадке.
Иначе происходит с ведущим ток-шоу «Иисус: реальная история» Тедом Янгером (Форест Уитакер). Пожанглировав в прямом эфире апокрифическими писаниями, новыми «открытиями» и теориями, проливающими «свет истины» на жизнь Иисуса, усладившись растущим рейтингом передачи, он отправляется к любовнице, в то время как дома ждёт беременная жена. Болезнь невинного младенца, что это? «Жестокость и несправедливость» Бога или забота любящего Отца, рука помощи, протянутая утопающему в собственной лжи? Наступает момент самоосознания и внутреннего перерождения, обретение себя и Бога через страдание.
Присутствует в фильме духовный антипод этих героев — режиссёр Тони Чилдресс (Мэттью Модайн), снявший фильм о Христе. Не сходящая с лица циничная ухмылка и постоянно двигающиеся челюсти, тщательно перерабатывающие жвачку. Ему, а в его лице и всем представителям искусства будет поставлен вопрос: имеет ли право художник (режиссёр) бесцеремонно вторгаться в сакральное пространство, оскверняя священные понятия и причиняя боль миллионам людей?
Интеллектуальное кино, притча о вере, размышление о присутствии и значении Бога в жизни человека — не частое явление. А в мире российского кинематографа эта ниша вообще зияет пустотой. Звучащая в фильме музыка Френсиса Куйперса, как нельзя лучше располагает к философскому восприятию и концентрации мысли. Все актёры справились на отлично.
Не могу не вернуться к главной (на мой взгляд) мысли. Человеку, в жизни которого произошла духовная встреча с Богом, уже не нужны доказательства, ему чужды сомнения, реальный опыт богообщения становится ценностью и стремлением № 1. Люди делятся на тех, в чьей жизни произошла эта встреча и тех кто ещё на пути к ней. И несмотря на это разделение они должны уважать и любить друг друга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.