Оригинал взят у Vladimir Grechaninov в ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Киноальманах по рассказам Василия Аксенова. Сюжеты «Папа, сложи»,«На полпути к Луне», «Завтраки сорок третьего года».
Три художественные короткометражки сняты по сценарию Василия Аксенова, но при этом мало похожи на его прежние киноработы – фильмы «Коллеги» и «Мой младший брат» по «Звёздному билету». Там – типичные для времен оттепели хорошие ребята, не слишком идейные, нет, но с нашим, советским стержнем и живущие в правильном мире, где добро обязательно побеждает отдельные пережитки прошлого.
А тут – странный мир вне времени: еще не застой, но уже не оттепель, пространство, из которого вынули тот самый привычный нам идеологический стержень, отчего оно стало правдивым и пугающим. Типичный неореализм, который вполне мог бы случится и в нашем кино. И по этому миру бродят странные люди, совершенно непохожие на привычных нам киногероев.
Бывший знаменитый футболист (Владимир Рецептер), который тоскует по прошлой славе и неприкаянно мотается по городу с дочкой, в то время как его жена, совравшая, что она на конференции, скорее всего путается с кем-то другим. Потому что она - кандидат наук, у нее запросы и интересы, а муж – всего лишь вышедший в тираж спортсмен, пьющий в стекляшке пиво с никчемными ханыгами. Что, спросит зритель, да разве может наша советская жена героя спорта заводить с кем-то шашни? Да, товарищи, в кино нет, а в жизни запросто.
Здоровенный и грубый парень (Анатолий Азо), шофер, который может без проблем засветить кому угодно по физиономии (что очень убедительно делает в первых же кадрах) летит в отпуск из Хабаровска через Москву, как мальчишка влюбляется в прекрасную стюардессу Таню и, вместо того чтобы принимать солнечные ванны где-то на юге, весь отпуск мотается между Москвой и Хабаровском (почти Москва - Нью-Йорк) на легендарном советском лайнере Ту-114 (который самый большой, самый скоростной и самый турбовинтовой) в надежде встретить ту самую Таню. Но встречает всего лишь писателя, его играет Василий Аксенов, который, очевидно, позаимствовал этот прием под названием «камео» у Альфреда Хичкока. А очень удачным лейтмотивом к этой трогательной истории звучит песня «Ты у меня одна» Юрия Визбора, которого, впрочем, нам в титрах не представляют. Видимо, потому, что он в ту пору еще не сыграл шефа НСДАП Бормана и потому числился диссидентом.
И еще одна философская притча о двух случайных (или неслучайных) попутчиках - Эйбоженко и просто-таки дьявольский Ларионов, о военном детстве и еще об архетипе, я бы сказал, лицемерия и подлости. Да и вообще в фильме много известных актеров в маленьких, но очень заметных ролях.
Я смотрел этот фильм очень давно и совершенно случайно, а потом, когда оттепель уже окончательно перешла в застой, фильм положили на такую дальнюю полку, что про него все забыли. А жаль. Не скажу, что сегодня фильм смотрится на одном дыхании, но в нем есть удивительно теплая и, главное, правдивая атмосфера 60-х, а уже это дорогого стоит.
Добро пожаловать в сообщество СИНЕМАТЕКА.
ОтветитьУдалить