Оригинал взят у s3tr0n в Рецензия на фильм "Подручный Хадсакера" (The Hudsucker Proxy) 1994
На дворе декабрь 1958 года и выпускник колледжа Норвилл Барнс приезжает в Нью-Йорк в поисках работы. Везде требуется опыт, так что единственное, что ему остаётся - устроиться курьером в корпорацию Хадсакер. Незадолго до появления Норвилла, глава компании Уоринг Хадсакер покончил с собой, выпрыгнув из окна верхнего этажа своего небоскрёба. Правление узнаёт, что акции покойного президента кампании будут выставлены на публичные торги через несколько месяцев, поэтому изобретает хитроумный план - поставить у руля какого-нибудь недотёпу, которым можно будет легко манипулировать и обрушить стоимость акций, чтобы купить их за копейки в момент их появления.
Тем временем, запуганному корпоративными правилами Норвиллу поручают доставить вице-президенту компании Массбергеру очень важное "синее письмо" от покойного Хадсакера. Добравшись до Массбергера, Барнс решает продемонстрировать ему своё изобретение выглядящее как круг на листке бумаги, и совершенно забывает про письмо. Массбергер решает, что Барнс - ненормальный, а потому он будет идеальным вариантом на роль марионетки, и назначает его главой компании. На посту президента Норвилл Барнс решает реализовать своё изобретение, а журналистка Эми Арчер из местной газеты решает узнать о Барнсе подробнее и устраивается к нему в качестве секретарши.
Фильм начинается с флэшфорварда, где главный герой выбирается из окна верхнего этажа небоскрёба под аккампанемент монолога рассказчика, а затем время отматывается на год назад, чтобы показать события, предшествующие этому экстремальному поступку. С самого начала Коэны хотят нас убедить, что мы смотрим историю эмоционального, финансового и морального взлёта и падения отдельно взятого индивидуума, однако вскоре картина выворачивается наизнанку. В середине фильма возникает любовная линия, которая постепенно обрамляет повествование и ненадолго отвлекает от истинной цели режиссёров. Истинной же целью оказывается снять банальную рождественскую комедию, которая очень долго прячет свою фантастическую натуру под толстым слоем побочных сюжетных арок, но когда покойный Хадскаер прилетает к Норвиллу, помахивая крылышками и бренча мотив из "Воспитания Аризоны" на укулеле, сомнения испаряются как дым. Что бы ни на нагромоздили сценаристы внутри полуторачасового хронометража до этого, в конце все проблемы будут решены "рождественским чудом", и это слегка расстраивает.
Визуально фильм мгновенно цепляет зрителя эстетикой эпохи первой половины XX века, наполненной комедийными элементами визуального юмора, где возвышающиеся над толпой обывателей небоскрёбы и просторные конференц-комнаты становятся местом страстей и реализацией амбиций коррумпированных директоров, амбиционных детей, невоспетых гениев и эффектных репортёрш, чьи ногти способны потягаться в острости с их языком. Однако проблема прячется там, где не ждали - за всей этой эстетикой и атмосферой практически ничего нет. Складывается ощущение, что даже сами авторы не воспринимают свой фильм серьёзно. Здесь есть огромное количество эффектных образов, которые при должном внимании можно было бы раскрутить в полноценное заявление. Нехватка рабочих мест, влияние богачей на экономику, подавление индивидуальности в корпоративной среде и небо в алмазах, застилающее чистую и непорочную мечту о светлом будущем и искренней любви. Всё остаётся лишь поверхностной оболочкой для пустого пшика, растворяющегося в воздухе, словно первый снег.
Кроме того, фильм напрочь лишен персонажей, которым действительно хочется сочувствовать. Даже слегка неуклюжий главный герой, постепенно трансформирующийся в акулу прибыльного бизнеса, а потом возвращающий себе человечность, выглядит не более чем блеклой калькой с задуманного образа. Возможно дело в том, что помимо "чуда рождества" Коэны попытались впихнуть в фильм элемент сатиры, который издевается над корпорациями, корпоративными правилами и работой, пожирающей душу, а на глубину и детальную проработку места уже не хватило. Вот и получился фильм в красивой обёртке визуальной эстетики, который напрочь лишён стойкого мыслительного послевкусия, характерного для предыдущих фильмов братьев.
Тим Роббинс, сыгравший Норвила Барнса, отлично выглядит в образе талантливого недотёпы. При этом крепкая комплекция позволяет ему абсолютно гармонично выглядеть и в потрёпанном комбинезоне почтового курьера, и в сверхэлегантном костюме с сигарой в зубах.
Пол Ньюман в образе Сидни Джей Массбергера - это тот самый персонаж за столом, характерный для фильмов братьев Коэнов. Он хладнокровный и расчётливый, и когда речь заходит о собственной выгоде, он становится похож на ищейку, взявшую след.
Дженнифер Джейсон Ли в роли Эми Арчер - это тоже привычный для Коэнов образ сильной женщины, которая играет на струнах мужской души, чтобы получить желаемое. Она транслирует образ хрупкой и ранимой персоны, которая покрыла себя слоем суровости и элегантности и разговаривает со скоростью пулемёта, восседая на рабочем столе с зажженной сигаретой.
Кроме этого порадовало знакомое лицо Брюса Кэмпбелла, сыгравшего репортёра Смитти, который противопоставляется коллеге Эми Арчер как пример мужской логики в деле ведения журналистских расследований.
"Подручный Хадсакера" это достаточно банальная рождественская комедия, завуалированная под псевдо-биографическую романтизированную историю мечтательного изобретателя. Однако за внешним лоском и эффектной эстетикой кроется крайне простой и проходной фильм, который интересно посмотреть один раз под рождество, но не более.
Была целая череда фильмов про подобные подставы (даже финансовые воротилы там как с одной кальки), кроме "подручного" можно вспомнить "Их поменяли местами", было еще что-то похожее с Сэндлером (кажется "Миллионер поневоле", но я плохо разбираюсь в творчестве этого комика). И в целом они все довольно симпатичные забавные комедии.
ОтветитьУдалитьЭто с Мэрфи и Эйкройдом? Хороший фильм. И там все на своем месте. А вот этот я не видел.
Удалить