понедельник, 10 мая 2021 г.

"Воспитание Аризоны" (1987)

Во времена моего детства странным образом приковывал моё внимание фильм про неудачливого преступника, его жену-полицейского и похищенного младенца. 

Простоватый преступник Хай только и умеет, что грабить продуктовые магазины, но ему стабильно не везёт. Его ловят, отправляют в тюрьму, откуда он выходит за примерное поведение, обещая исправиться, но при первой же возможности снова грабит магазин и снова попадает в тюрьму. Так продолжается до тех пор, пока он не знакомится с девушкой-полицейской Эд и после очередного освобождения он решает жениться на ней. Пожив вместе некоторое время, наблюдая за закатами перед небольшим трейлером где-то в пустыне, они решают завести детей, однако судьба подготовила для них печальный сюрприз - Эд бесплодна. Но там где закрывается одна дверь, в другом месте открывается пять других. У владельца сети мебельных гипермаркетов Натана Аризоны рождается сразу пять младенцев. Эд убеждает Хая, что если они похитят одного из пятерняшек, у семейства Аризоны не убудет. Хай похищает малыша, но на этом история только начинается, потому что из тюрьмы сбегают приятели Хая с целью предложить ему новое крупное дело, а где-то по дороге несётся мрачный и бородатый всадник апокалипсиса, преследующий похитителя младенца. 

Сюжет фильма развивается на редкость динамично и смешивает в равных пропорциях комедию, мелодраму, фарс и абсурд. Он изобилует неожиданными поворотами и крайне необычными персонажами, каждый из которых - это отдельная вселенная. Повествование зиждется на двух основных столпах - экстравагантных диалогах, в которых персонажи произносят достаточно банальные вещи, но с такой экспрессией и подтекстом, что невозможно не смеяться; и закадровом голосе главного героя, который детально комментирует происходящее и поясняет некоторые моменты. Интересный момент с закадровым голосом заключается в том, что он резко контрастирует с прямой речью главного героя - в диалогах с окружающими он редко способен выдавать сложно-сочиненные предложения с библейскими мотивами и отсылками к поп-культуре. Именно этот контраст создаёт дополнительный уровень юмора в фильме. 

Братья Коэны взяли в качестве завязки крайне драматичную и местами даже мрачную историю, однако её подача превращает происходящее в комедию чистой воды. Кроме того, операторская работа в картине приближает историю к натуральному комиксу - необычные ракурсы, резкие наезды и переворот линии горизонта способствуют этому ощущению. По визуальным ощущениям фильм ближе к анимационному сериалу Looney Tunes, нежели к полноценному кино-проекту. Кроме того, Коэны под толстым слоем юмора прячут на редкость трогательную историю искренней любви, ради которой герои идут на преступление, и неожиданно глубокую историю раскаяния, в которой мрачные мысли о печальном будущем материализуются в форме живого существа, с которым главному герою в прямом смысле придётся сразиться не на жизнь, а на смерть, чтобы осознать всю тяжесть своего положения. 

Что меня всегда завораживало в фильме, так это его концовка. В далёком детстве она вызывала у меня непреодолимое чувство комфорта и позитива, хотя на самом деле после всего произошедшего ничего хорошего-то в ней нет. Супруги вернули младенца родителям, но сами оказались на грани развода практически без шанса на счастливое будущее; беглые преступники разгуливают где-то на свободе, а перспективы, что всё будет хорошо стремятся к нулю. Однако главному герою снится сон, в котором он видит счастливую состарившуюся пару, реализовавших простую и понятную американскую мечту - большой дом, в который приезжают дети и дети их детей, чтобы насладиться обществом престарелых родителей. "Может быть это была Юта?" - та фраза, которая выводит финальные философские рассуждения за грань материального мира. Это чистая и выверенная трансляция позитива, утверждающая что может быть не здесь и не сейчас, но всё точно будет хорошо. После такого остаётся только ещё раз улыбнуться и раствориться в забавном мотивчике под переливы банджо с насвистыванием. 

Николас Кейдж, сыгравший главного героя Херберта Эйча Макдоннахью (сокращённо H.I. - Хай), играет настолько самозабвенно, что полностью растворяется в роли раздолбая с безумной причёской. Хотя дело тут в другом - Кейдж не столько играет, сколько существует в этом образе. Холли Хантер в роли Эд, наоборот, невероятно естественна и эксцентрична. Сильнее всего завораживают её частые смены настроения, которые выглядят до ужаса правдоподобно и оправдано. Крайне радует второй план с участием Джона Гудмана - его внутреннее безумие граничит с напускной интеллигентностью, а количество шуток на квадратный сантиметр сцен с его участием увеличивается в геометрической прогрессии. Кроме того, сцена местного ограбления банка просто прекрасна. Кроме того, с удивлением разглядел в многодетной мамаше Дот, которая приезжает с мужем Гленом к Хаю и Эду, никто иная как Фрэнсис МакДорманд - молодая и бойкая, как никогда. 

Пересматривая этот фильм, я размышлял на тему, что же так могло привлечь меня десятилетнего в этом фильме, что я его пересматривал раз за разом. Он мне казался очень смешным и весёлым - в нём было всё просто и понятно. Тогда я даже не улавливал весь драматизм ситуации, а просто наслаждался колоритными персонажами и необычными поворотами сюжета. В этом контексте аналогия с мультфильмами Looney Tunes более чем уместна - "Воспитание Аризоны" был для меня мультфильмом с живыми актёрами наравне с "Кто подставил кролика Роджера". "Воспитание Аризоны" - это отличная комедия из раннего творчества братьев Коэнов, которую я любил пересматривать в далёком детстве, и даже сейчас он смотрится отлично, несмотря на 34-летний возраст фильма. Сюжет всё так же безумен и прекрасен, а юмор и диалоги до сих пор вызывают восторг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.