Оригинал взят у Irina Svetlova в А КОРОЛЬ-ТО – ГОЛЫЙ!
Кинопоиск«А король-то – голый!» — простодушно воскликнул как-то раз один маленький мальчик, который был ещё настолько глупым, что верил собственным глазам, а не навязанным общественным представлениям. То же самое сделал и Иван Вырыпаев в своём фильме «Кислород» (2009). В кислотном репе его хулиганского текста таится псевдонаивный взгляд на всю накопленную человечеством мудрость. Не обезображенный излишним образованием девственный интеллект его молодых героев может воспроизвести лишь отдельные, чудом забредшие в одурманенное сознание нравственные императивы. Однако имеющий уши узнает в рефрене «Вы слышали, что сказано…» прямое указание на Нагорную проповедь, которая почитается христианским комментарием к ветхозаветным десяти заповедям и квинтэссенцией нового нравственного закона.
Герои Вырыпаева были плохими учениками, и не слышали, когда говорили: «Не убий!» потому что «были в плеере». Их цитаты не особенно точны, да и разницы между Ветхим и Новым Заветом они толком не знают. Но за откровенным стёбом чувствуется насущная потребность в ответах на мучительные онтологические вопросы. Скажем: «Где бы я был, если бы меня не было?» И тут вдруг выясняется, что религия, возникшая именно для того, чтобы находить решения таким задачкам с неопределённым количеством неизвестных, не в состоянии предложить молодым людям ничего вразумительного. Попытка постичь послание праотцев приводит к полной нелепице. За застрявшими в памяти формулировками не обнаруживается ничего, кроме невнятных и давно обессмысленных неисчислимыми противоречиями трактовок. Заповедь «Не судите, да не судимы будете» превращается в требование амнезии и попустительства злу. Из призыва почитать Бога в субботу неожиданно вытекает вывод о том, что в другие дни недели Бога нет, и можно делать, что хочешь. Свежим очищенным взглядом Саша и Саша (Каролина Грушка и Алексей Филимонов) совершенно отчётливо видят, как религиозные постулаты неумолимо приводят к своей прямой противоположности. Оправданными и благословленными оказываются массовые убийства и призывы к насилию. Навязчивое морализаторство иудаизма, христианства и ислама обнаруживает свою полную пустоту, поскольку их адепты издревле не соблюдают того, что сами проповедуют.
В тщетных поисках хоть какой-то конструктивной, применимой в реальной жизни нравственной программы разнополые тёзки приходят к неутешительному, но неопровержимому выводу, что бренд под условным названием «Бог» оказался не вполне удачным. Как же так могло получиться, что уже несколько тысячелетий руководящая человечеством религия привела его к таким плачевным результатам!? Может быть, уже хватит сваливать вину на несчастного человека, изобретательно убеждая его в том, что он грешен от рождения!? Может быть у меня плохой Бог!? – Такие выводы забредают в не особенно отчётливое сознание обкуренных героев Вырыпаева. Их неизбежная в таких условиях смерть оказывается саморазрушением в мире, лишённом сколько-нибудь осмысленных моральных ориентиров. Причём их гибель имеет два варианта. С одной стороны, они, конечно, умирают от передозировки, но с другой, их убивает общество в узнаваемом облике милиционеров, застигших бунтарей в комнате смеха. Иначе говоря, господствующая моральная система привычно карает смертью тех, кто осмелился предать её осмеянию, подставив зеркало. Сопровождающий убийство текст знаменитой песни группы “Teach in” “I’m alone” в таком контексте звучит обращением к покинувшему человека на произвол судьбы Богу:
“There was a time that I knew you were mine,
But the dreams of today fly away, I’m alone again.
Where can I go? I don’t know what to do without you. I’m alone.”
Но Вырыпаева не устраивает трагический финал, и он не хочет оставить своих милых и забавных героев в одиночестве. Он видит выход, который не отличается оригинальностью уже много тысяч лет. Заканчивает фильм Gayatri mantra – одна из самых важных индийских мантр, которая переводится примерно следующим образом: «Мы медитируем на непреходящем великолепии лучезарного Солнца. Пусть это Солнце дарует нам понимание на благо всем живущим. Ом». Богиня Гайятри почитается индуистами как мать Вед и разрушительница грехов. Многократный повтор мантры, названной её именем, очищает душу и побеждает любое зло – на Востоке над человеком не довлеет первородный грех. И на экране под гармоническое звучание священного текста движение обретает обратный ход, разрушение и смерть отменяются. Бесшабашный реп обретает мелодию и оборачивается ироничным приговором безысходным монотеистическим религиям.
Понты - это когда человек пытается казаться большей величиной, чем он есть на самом деле. "Ай, Вырыпаев, знать селен, коль лает на Христа."
ОтветитьУдалить