Оригинал взят у stranikmegzvezd в Правила виноделов / The Cider House Rules (1999)
Кинопоиск40-ые годы 20-го века, Новая Англия. Перед зрителями сиротский приют Сент-Клауд. Здесь царит доктор Уилбер Ларч. Для воспитанников и работников детдома Ларч - начальник, целитель, "опекун для многих и отец ни для кого". Его работа в Сент-Клауде парадоксальна - тут он опекает брошенных детей и тут же совершаются аборты.
Вместе с остальными детьми в Сент-Клауде живёт Гомер Уэллс. Доктор Ларч говорит всем, что имя мальчику дали в честь греческого поэта, а фамилия в честь глубины его глаз, но на самом деле имя дала медсестра детдома, переняв кличку кота своего дядюшки :) Два раза Гомера пытаются пристроить в какую-нибудь приемную семью, но... первый раз его возвращают, потому что мальчик странно молчалив, второй раз - потому что криклив. После всех этих попыток Гомер становится для доктора Ларча кем-то вроде сына. Врач проводит с ним больше времени, чем с остальными и даже обучает своему, медицинскому ремеслу.
Время идёт и Гомер всё больше и больше задумывается о внешнем мире. Доктор Ларч кажется ему этаким тираном, когда за стенами Сент-Клауда - воля, само дело медицины уж тем более аборты кажутся ему чуждыми, а его дело, его судьба какой-то другой и отличной.
Мечты о воле начинают превращаться в реальность, когда в детдом приезжает пара Сэнди и Уолли. Она беременна и срочно нужно сделать аборт. Операцию, конечно, проводят и паре нужно уезжать, но велик риск, ибо аборт только-только состоялся и из-за поездки могут быть осложнения. Помочь делу можно, если вместе с парой поедет кто-то, кто понимает в медицине. Это шанс! Гомер спешно уговаривает доктора Ларча отпустить его ради пациентки, ради свободы.
Фильм начинается с поезда, поездом и заканчивается. Это, конечно, не просто так. Поезд, железная дорога - символ жизни и человека, движущегося из прошлого в будущее. Тут можно порассуждать на ту тему, что железная дорога жёстко управляет тем транспортом, что по ней двигается. Возможно, здесь такая дорога - символ жизни, которая предопределена свыше, которую не изменить. Т.е. через что бы ни прошёл в своеё жизни Гомер, исход будет одним и тем же. Но это пустое.
Основная тема фильма - понимание себя, своего призвания и места в жизни.
То, что Гомер хотел вырваться куда-то из Сент-Клауд - неудивительно. Выше я уже сказал, что то место было не только приютом, но и абортарием. Парадокс, нонсес. Смотришь и кажется, что доктор Ларч должен обладать почти нечеловеческим цинизмом, чтобы вначале мило поговорить с каким-нибудь из подшефных малышей, а потом пойти в кабинет и удалить из очередной женщины плод, который через несколько месяцев стал бы еще одним ребенком, еще одним человеком. Как можно одной рукой заботиться, другой - убивать?
На этот вопрос отвечает сам доктор Ларч и случай с пациенткой, которая побывала в Сент-Клауде за некоторое время до Сэнди и Уолли. Женщина пришла к доктору Ларчу, как к последней надежде, потому что до того уже была у одного врача и визит тот был на редкость неудачен. Грубое вмешательство, оставленный внутри женщины инструмент... Так и умереть недолго. И именно этого хочет избежать доктор Ларч, когда делает очередной аборт. Лучше уж он обслужит женщину со всем своим профессионализмом и та будет жить, имея шанс в будущем всё же зачать и родить, чем кто-то сделает аборт из рук вон плохо, убив или покалечив пациенту.
Это всё хорошо, но намерений Гомера не меняет. Ему нужно на волю, чтобы там, вдали от ставших уже родными людей найти себя.
Какое-то время он будет жить на ферме, где его работой будет сборка яблок и варением из них сидра. Уж насколько разные Сент-Клауд и яблочная ферма как в визуальном, так и смысловом плане, но неожиданно здесь, в зеленых просторах проступает сходство. Один из рабочих учит Гомера как правильно собирать яблоки. Нужно срывать их осторожно, оставляя шпору, чтобы в следующем году на этом месте яблоня могла бы дать другой плод. Не напоминает работу акушера, в том числе при тех самых абортах, когда важно удалить плод так, чтобы не повредить матери? Только в Сент-Клауде работают с людьми, а там сама мать-природа.
Гомер вполне хорошо устраивается на новой работе. Он отсылает в Сент-Клауд письма и посылки с собранными его бригадой яблоквми. В письмах он говорит, что скорее всего не вернется, ибо нашел своё место. Кстати, через эти письма сюжет реализует интересный дистанционный разговор Гомера и Ларча. Тут уже не расскажешь, тут смотреть и слушать надо.
На воле он дышит полной грудью, крепнет духом и телом, а также встречает любовь. Точнее, ему так кажется. Любовь - эта та самая Сэнди. Её избранник, Уолли - военный летчик. А на дворе - Вторая Мировая война. Уолли уходит на фронт, оставляя жену в тылу. Беда в том. что, как говорит сама Сэнди: "я не выношу одиночества".
В какой-то момент прежняя жизнь Гомера и ушедший на войну Уолли отодвигаются так далеко, что кажется будто всё и вся в жизни главного героя устаканилось. Конечно, всё не так и перемены происходят достаточно быстро. Можно сказать, сама новая жизнь разворачивает Гомера на 180 градусов, буквально крича ему в лицо о его предназначении.
И тут-то наступает понимание, что на яблочной работе и в жизни Сэнди он - всего лишь заместитель. По яблоням может лазить еще великое множество мужчин и женщин, а отношения с Сэнди - самообман. Гомер всего лишь временно заполняет собой пустоту в её душе, пустоту, место в которой предназначено для Уолли.
Будь там, где нужен только ты и никто другой, кроме тебя.
Кстати, о правилах. Про них сказано даже в названии. Что это значит? Дело в том, что порядки в Сент Клауде несколько отличались от тех, кто требовали различные министерства. По ходу сюжета доктор Ларч будет активно возмущаться по этому поводу, потому что те правила, которые ему диктуют, пишут люди понятия не имеющие о жизни приюта.
Позже, на воле Гомер увидит точно такой же случай. В том бараке, где спят рабочие яблочного сада на стене висит листок с правилами. Все рабочие единодушно признают их глупыми. И всё почему? Потому что правила те написали люди, ничего не понимающие в яблочной работе.
"Иногда надо нарушить правила, чтобы сделать что-то правильно".
Тут-то и приходит понимание, что своеобразные порядки доктора Ларча - не сумасбродство, не тирания, а истинное понимание дела и настоящая забота о тех, кто рядом. Вместе с осознанием сути настоящего, пониманием прошлого приходит и ясность будущего.
Мне еще в "Шоколаде" не понравилась манера этого режиссера протягивать в своих фильмах довольно мутные идеи под видом прогрессивных идей. Таким же способом можно оправдать и доктора Менгеле.
ОтветитьУдалить