понедельник, 1 июля 2019 г.

"Заводной апельсин" (1971)

Оригинал взят у Irina Kolesnik в (без темы)
Кинопоиск


Фильм «Заводно́й апельси́н» (англ. A Clockwork Orange) - культовый фильм-антиутопия 1971 года режиссёра Стэнли Кубрика по мотивам одноимённого романа Энтони Бёрджесса, опубликованного в 1962 году.

В данной картине был сделан достаточно полный анализ проблемы преступности среди подрастающего поколения. Сюжет «Заводного апельсина» закручен вокруг лидера преступной группировки. Этот молодой человек долгие годы совершал безжалостные убийства и изнасилования. И вот, в один прекрасный момент он просчитался и был пойман полицией. Его определили в места не столь отдаленные.

Здесь над парнем проводят довольно бесхитростные опыты. Суть эксперимента заключается в том, что преступнику с помощью специальной подготовки пытаются исправить подсознание, в котором у него сидит жажда агрессии. Однако, эти действия оказались бесполезными, ведь за воротами тюрьмы реальная жизнь снова заставляет идти на преступления.

Мне кажется здесь ключевое - это проблема выбора в подростковом возрасте и наличие Дома как символическое значение, дабы идти по пути и иметь возможность делать выбор сознательный и собственный. Для этого должен быть Дом и Путь, и его выбор.


Оригинал взят у jacob_burns в Заводной апельсин / A Clockwork Orange (1971)

Главная причина, по которой я до сих умудрился не посмотреть этот фильм – я прочитал роман Берджесса до того и решил, что еще и просмотр фильма по с таким тяжелым сюжетом – перебор. Тем не менее, мне на глаза попадались отрывки и отдельные кадры их фильма, и я смог оценить необычайные визуальные решения Кубрика.

Сюжет всем знаком: Лондон недалекого будущего, банда подростков во главе с Алексом (Макдауэлл) всячески безобразничает – то изобьет бомжа до полусмерти, то ворвется в дом писателя, чтобы на глазах бедняги изнасиловать его жену. Довольно забавно выглядит для нашего зрителя (меня точно позабавило) сцена, когда банда летит ночью по встречке, заставляя прочие машины нырять в кювет.


Забавно то, что английская встречка – для нас норма, и нет этого подкожного ощущения неправильности, которое по замыслу авторов должно посещать зрителя. Но я отвлекся. Вторгнувшись в очередной дом, Алекс случайно убивает хозяйку и попадает в тюрьму, где его отдают в лапы садистам-психиаторам, которые проводят над ним интересный эксперимент – как из «правоимеющего» сотворить «тварь дрожащую».


Кубрик в этом фильме оторвался на славу – костюмы банды Алекса, напоминающие кальсоны с пластиковым гульфиком плюс цилиндр, (облачение это только ленивый с тех пор не цитировал); футуристические, гипертрофировано-сексуальные интерьеры; опять же гипертрофировано натуралистичные сцены насилия и секса; яркая колористика, игра актеров, доходящая местами до клоунады. Манера Алекса выражаться и молодежный сленг – так называемый «надсат», использующий русские словечки (чтобы оценить этот жаргон, смотрите кино в оригинале с субтитрами) перешли в фильм из романа Берджесса, который как раз перед тем побывал в СССР. К слову, Берджесс – прообраз того пострадавшего писателя, его жену изнасиловали американские дезертиры, она так и не смогла пережить эту трагедию. К тому же автор писал роман, зная, что вскорости умрет от опухоли мозга – что перекликается с инвалидностью персонажа.

Название «Заводной апельсин» заимствовано из лондонского сленга и означает нечто несуразное. Берджес немного углубляет смысл метафоры: на малайском (а писатель долго прожил в Малайзии) оранж – человек.

Кубрик не первым экранизировал эту антиутопию, в 1965 году на нее положил глаз Энди Уорхолл, снявший фильм «Винил». Сомневаюсь, что его смотрел кто-нибудь кроме поклонников этого художника (по мне, так от слова «худо», но я – известный деревенщина).

Итак, причины смотреть «Заводной апельсин» Кубрика: во-первых, сюжет и диалоги – роман Берджесса стоит в одном ряду с классическими антиутопиями, такими как «1984», «Мы», «Дивный новый мир», ничем им не уступая. Во вторых, футуристическая, сюрная картинка, изумительный визуал, до сих пор вдохновляющий очень многих режиссеров фильмов и клипов. И в третьих, но не в последних – игра Малькольма Макдауэлла, создавшего образ одновременно и жалкий и демонический.


К слову, в фильме практически нет положительных героев – все жертвы банды Алекса впоследствии не преминули всласть поиздеваться над обидчиком, ставшим абсолютно беспомощным, в том числе и родители Алекса. Единственный приличный человек в этом безумии – тюремный священник, да и то проскальзывают намеки на его педофилические наклонности.

3 комментария:

  1. Ответы
    1. Я его первый раз посмотрел в 1992 году. Время просмотра запомнил потому, что как раз тогда писал дипломную работу в библиотеке и ходил в перерывах слушать симфонии Бетховена в отдел грампластинок.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.